Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 [ 80 ] 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116


Устройство и внешнее оформление динамической головки громкоговорителя:

1-магнит; 2-звуковая катушка; 3-керн; 4-центрирующая шайба; 5-диффузор; б-диффузодержатель; 7-отражатель-ная доска л


(Возможный» вариант акустической системы

245 I



комнаты и вставляете в нее динамическую головку. Стена служит акустическим экраном. А вот решение, предложенное одним американским радиолюбителем; я видел этот рисунок в старом журнале. Автор приглашает в гости (наверное, на прослушивание) приятеля и обещает: «Боб, ты не слышал Hi-Fi, пока не слышал моего!». Кстати, тут следовало бы объяснить этот, получивший широкое распространение термин «Hi-Fi» (начальные буквы английских слов high fidelity-высокое качество, высокая верность воспроизведения звука).

Но, оставив полушутливые решения, как же все-таки добиться воспроизведения низших частот из корпуса громкоговорителя, ограниченного по размерам? Сначала шли на компромисс и корпус делали побольше, а те низкие частоты, которые все-таки воспроизводились плохо, как говорят, «заваливались» громкоговорителем, искусственно «поднимали» в усилителе звуковой частоты. Так удавалось понизить диапазон воспроизводимых частот до 100 и даже 60 Гц. Более радикальное решение проблемы пришло в 60-х годах. А что если вообще устранить излучение задней стороны диффузора? Тогда не будет и акустического «короткого замьпсания» на низших частотах. Сделали закрытый ящик и набили его звукопоглощающим материалом (хотя бы ватой). Результаты получились хорошие. Несмотря на то что КПД громкоговорителя упал вдвое, диапазон воспроизводимых частот расширился.

Теперь практически все акустические системы делают закрытыми. Иногда, правда, вводят еще трубку так называемого фазоинвер-тора. Длину ее подбирают так, чтобы объем воздуха в ящике и трубке резонировал на самой низшей частоте звукового диапазона. Тогда колебания воздуха на передней стороне и диффузора головки, и трубки получаются синфазными и складываются в излучаемой звуковой волне.

Специально для закрытых акустических систем были разработаны головки с очень мягким подвесом диффузора. Без закрытого корпуса такую головку вообще нельзя включать-ход диффузора при номинальной мощности получится чрезмерно большим, что приведет к ее поломке. Но когда головка установлена в закрытом корпусе, упругость замкнутого объема воздуха удерживает диффузор и не дает ему перемещаться с большой амплитудой. Но здесь возникает новое явление (уже знакомое нам)-явление резонанса. Диффузор, опираясь на замкнутый объем воздуха, ведет себя по-





Закрытая акустическая система и ее амплитудно-частотная характеристика (- -без звукопоглощающего материала; ----со звукопоглотителем в корпусе)



юбно грузику на пружинке: он может совершать затухающие :олебания. Так же как и маятник, он обладает некоторой резонанс-юй частотой и добротностью. Чем выше добротность колебатель-юй системы, тем сильнее она подчеркивает частоты, совпадающие с юзонансньпми или близкие к ним. У ящика небольших размеров )езонансная частота попадает в область 100...200 Гц. На этих гастотах появляется пик частотной характеристики громкоговорителя и звучание приобретает неприятный, «бубнящий» оттенок. 1оэтому конструкторы акустических систем стремятся понизить >езонансную частоту, сместив ее в ту область, где отдача громко-оворителя падает, в область десятков герц. Это можно сделать [есколькими способами: увеличить объем корпуса, максимально 7к4еньишть упругость подвеса диффузора, установить настроенную и частоту резонанса трубу фазоинвертора. Сделать резонансный шк менее острым и высоким можно, уменьшив добротность систе-1ы. Здесь помогает заполнение объема ящика звукопоглощающим материалом. Комплекс перечисленных мер позволяет создавать кустические системы с приемлемыми размерами и неплохими араметрами.

К другим факторам, определяющим качество звучания акусти-1еской системы, относятся нелинейные искажения и так называемые штермодуляционные искажения. И те и другие зависят главным (бразом от конструкции головок. Если в звуковую катушку подается инусоидальный ток, то это еще не значит, что излучаемое звуковое олебание будет синусоидальным. Чем жестче подвес диффузора, ем неоднороднее магнитное поле в зазоре магнитной системы, тем юльше нелинейные искажения, вносимые головкой. Интермодуля-[ионные искажения возникают тогда, когда в звуковой катушке екут одновременно токи нескольких звуковых частот. Представьте, [апример, такую ситуацию. Громкоговоритель воспроизводит од-ювременно низкий звук барабана и высокий звук скрипки. В юмент, когда низкочастотное колебание проходит через нуль, вуковая катушка находится в нормальном положении и без ис-ажений воспроизводит высокий тон. Но когда низкочастотное олебание проходит через максимум, звуковая катушка выдвигается 3 магнитного зазора, подвес диффузора напряжен и высокий тон оспроизводится уже совсем по-другому, с большими искажениякт меньшей громкостью. Таким образом, низкочастотные колебания иффузора как бы модулируют высокочастотные. Это и есть ин-ермодуляционные искажения.


Фазоинвертор и его амплитудно-частотная характеристика





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 [ 80 ] 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116