Главная Журналы Система цветного телевидения SECAM (передающая часть): I-телекамера; 2-матрица: 3- синхронизатор; 4-смеситель яркостного и синхронизирующих сигналов; 5 - электронный коммутатор; б-фильтр нижних частот; 7-блок предыскажений; 8 - ограничитель; 9 - частотный модулятор; 10 - генератор цветовой поднесущей; 11-фильтр; 12-линия задержки; 13-смеситель Система цветного телевидения SECAM (приемная часть): 1 - приемник; 2 - фильтр сигнала; 3 - линия задержки; 4 - фильтр цветоразностных сигналов; 5-фильтр R-Y и B-Y; б-линия задержки; 7-электронный коммутатор; 8-амплитудный селектор: 9-частотный детектор сигнала R-Y; 10-частотный детектор сигнала B-Y;ll, 12-корректирующий блок; 13~мат-рица; 14-кинескоп Устройство цветного кинескопа сформировать в телевизоре из сигналов Е.у и Е. так называемом матричном устройстве, в котором пропорции складываются принятые сигналы Е. и I те получается сигнал - £с-г • У которого остается л вать полярность, чтобы получить третий цветораз Ес-у. Затем из имеющихся трех сигналов вычита сигнал Еу и образуются исходные цветовые сигнаг Они и подаются на управляющие электроды кинео Матричное устройство можно выполнить на ре: ционных усилителях или специальных микросхемах, телевизоров матрицирование осуществляют в cai подавая три цветоразностных сигнала на управляй трех электронных «прожекторов» кинескопа, а яркое его общий катод. При этом повыщение потенциал электродов увеличивает ток лучей, а повыщение поте уменьшает. Соответственно изменяется и яркость с Это как раз и соответствует «вычитанию» яркости Таким образом, необходимо передавать кроме я два сигнала цветности. Любопытно, что для их пepe ся та же самая полоса частот, что и для сигнала яр полоса цветного телевизионного сигнала получаете черно-белого. Вот как это делается. Давно замечено, что восприимчивость человс" окраске деталей изображения зависит от размеров их уменьшением восприимчивость цвета резко па детали цветного изображения воспринимаются кг Следовательно, с высокой четкостью необходимо передавать лишь черно-белую структуру изображения, которой соответствует яркост-ный канал. Цветоразностные каналы высокой четкости не требуют, поэтому они могут занимать гораздо более узкую полосу частот. Ведь, как мы помним, чем вьппе четкость изображения, т. е. чем на большее число элементов разбивается изображение, тем шире требуемая полоса частот для передачи изображения. В системе SECAM полоса частот, в которой передаются сигналы цветности, не превосходит 1... 1,5 МГц, что в 4 раза меньше полосы частот канала яркости (6 МГц). Сигналы цветности передаются на вспомогательных цветовых поднесущих 4,25 и 4,406 МГц. Цветовые поднесущие оказываются в спектре видеосигнала яркости. Не мешает ли это смотреть передачу? Оказывается, не мешает. Когда луч развертывает строку, его яркость изменяется в небольших пределах с частотой цветовой поднесущей. В результате строка становится как бы пунктирной-яркие участки на ней чередуются с темными. Но поскольку структура этих участков мелкая, то глаз ее не замечает, точно так же, как он не замечает строчную структуру растра, если, конечно, не сидеть слишком близко к экрану. Цветовые поднесущие модулируются сигналами цветности по частоте, причем девиация выбирается не слишком большой: не более 0,5 МГц. Таким образом, весь спектр сигналов цветности занимает лишь верхнюю часть спектра сигнала яркости. Кстати, догадайтесь теперь, как, глядя на экран черно-белого телевизора, определить, идет ли цветная передача? Догадались? Очень просто: структура изображения при близком рассмотрении его оказывается точечной-это «работают» цветовые поднесущие, модулируя яркость луча. Итак, в цветном телевизоре нужен новый блок-блок цветности. В этом блоке выделяются цветовые поднесущие, детектируются, а из продетектированных сигналов получаются с помощью матричной схемы сигналы цветности Е, Е и Eg. Внимательный читатель может задать вопрос: «Не мешают ли две цветовые поднесущие друг другу, ведь их частоты расположены близко и между ними могут возникнуть биения?». Это действительно может быть, но проблему решили просто. Сигналы цветности передают через строку: в течение одной строки-сигнал Е.у, а в течение другой-Ед.. Это вполне оправдано, ведь четкость цветовой картинки невысока. Для компенсации запаздьгаания цветоразностного сигнала вводят специальную линию задержки на время, равное времени передачи одной строки-64 МКС. Существует еще одна проблема. Время задержки сигнала в цепях телевизионного приемника, как впрочем и любого другого устройства, обратно пропорционально полосе пропускания. Следовательно, широкополосный сигнал яркостного канала проходит через цепи приемника быстрее, чем сравнительно узкополосные сигналы яркости. Если задержку сигналов яркости не скомпенсировать, то на экране цветного телевизора можно увидеть довольно любопытные эпизоды. Например, ярко-рыжий лев прьп-нул из одного угла экрана в другой, но прьппул черно-белым, а его ярко-рыжая шевелюра прьппула вслед за ним с некоторым опозданием! Я немного утрирую, но «смазывание» цветов на движущемся изображении будет заметным. Для компенсации этого явления в канал яркости цветного телевизора вводят еще одну линию задержки. Тем не менее «смазывание» цветов на быстро движущихся изображениях иногда все-таки бывает заметно. Ну вот, мы и рассмотрели отличия в структурной схеме цветного телевизора. Сейчас самое главное-устройство цветного кинеско- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 [ 69 ] 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 |