Главная Журналы ведения об ушедшем поезде дежурный по станции передает своему оллеге на соседней станции, а движение поезда по перегону контро-[ируют поездные диспетчеры, и так на всем многотысячекилометро-ом пути следования поезда. Пока на действующих железных дорогах применяется электро-[еханическая релейная автоматика. Но уже полным ходом идут аботы по замене громоздких и ненадежных реле маленькими и дивительно четко срабатывающими интегральными микросхема-ш. Думаю, что недалек тот день, когда вся железнодорожная втоматика превратится в электронную. Итак, если необходимо уда-нибудь ехать, мы идем за железнодорожным билетом на ужный скорый поезд. Подходим к окошку кассы. Теперь в любой железнодорожной ассе Москвы можно купить билет на любой поезд. Поездов сотни, илетов сотни тысяч, но на каждое место в каждом поезде продают олько по одному билету! Так кто же помнит, какие билеты роданы, а какие нет? Человеческого мозга для этого явно недоста-очно. Все помнит электронный мозг ЭВМ, специально предназна-енной для централизованной продажи билетов (системы «Стрела» и Экспресс»). Вспомните, как поступил кассир, когда вы изложили му свое скромное желание. Он куда-то (теперь мы знаем, что в •ВМ) отправил эти сведения и стал ждать. В это время ЭВМ роанализировала запрос, установила наличие свободных мест и ыдала ответ на терминал-аппарат, стоящий перед кассиром. Ответ ас устроил, вы сообщили об этом кассиру, он нажал кнопку, и ечатающее устройство терминала затрющало, выдавая билет. Све-.ения о проданном билете отправились обратно в ЭВМ. Электрон-о-вычислительная машина одна, а кассовых терминалов у нее шого, вот поэтому-то и можно купить билет на любой поезд в юбой кассе. Роль кассира свелась к тому, чтобы быть посредником [ежду пассажиром и ЭВМ. Вот вам и нет электроники на железнодо-ожном транспорте! Поехали. К сожалению, нельзя сходить на экскурсию в кабину [ашиниста, откуда открывается замечательный вид! Навстречу оезду бегут поля, перелески, деревеньки, полустанки, колеса грохо-ут по мостам и в туннелях. Электроники и в кабине машиниста редостаточно. На скоростных электропоездах ЭР200 силовые цепи яговых электромоторов переключаются тиристорами. Тиристор-го полупроводниковый вьпслючатель, способный либо пропускать, ибо не пропускать ток, причем очень большой силы. Тиристоры □явились сравнительно недавно благодаря успехам полупроводни-звоя электроники. Для управления тиристорами используются нтегральные микросхемы. Электропоезд, оснащенный самой совре-енной электронной техникой, пробегает путь от Москвы до Ленин-)ада за 4 часа 59 минут. Грузовые поезда водит электровоз ВЛЮу. н имеет систему автоматического управления рекуперативным )рможением. При рекуперативном торможении в контактную сеть )звращается часть электроэнергии, израсходованной на разгон эезда. В этом случае тяговые электродвигатели работают в режиме мераторов, вырабатывая электроэнергию и создавая необходимый }рмозящий момент. Нет ли у вас знакомого, хвастающегося юими знаниями в области электротехники? Покажите ему полную жнцшшальную электрическую схему современного электровоза, уш он не окончил Институт инженеров железнодорожного транс-)рта, вряд ли он в ней разберется-уж очень она сложна. Честно шзнаюсь, что я с первого взгляда в ней ничего не понял. Ну хорошо, и на железных дорогах много электроники. А автомобильный транспорт? На полуторке 30-х годов действительно электроники было немного. Аккумулятор, генератор, фары, прерыватель-распределитель (трамблер)-все это относится к обычной электротехнике. Но заметьте, уже есть реле-регулятор, а это-элемент электронной автоматики. Обратимся к современным автомобилям. Электронная система зажигания, содержащая десяток транзисторов и полупроводниковых диодов, электронный регулятор напряжения, электронные указатели поворотов, электронные системы сигнализации. Электронная автоматика все шире используется на автомобиле. А недавно японцы и весь приборный щиток заменили одним жидкокристаллическим индикатором-дисплеем, подобным тому, что в электронных часах, только гораздо сложнее. Зажиганием и другими системами автомобиля управляет микропроцессор. Он автоматически устанавливает угол опережения зажигания, подачу бензина и другие параметры в соответствии с дорожными условиями и нагрузкой автомобиля. Он одновременно считает и показывает на дисплее число оборотов двигателя, путь, пройденный автомобилем с момента выпуска и с сегодняшнего утра, скорость, расход бензина. Он сосчитает, сколько вам осталось проехать до следующей заправки, и многое другое. И вообще, если вы неэкономично поведете такую машину, дисплей на это укажет. Специалисты установили, что стоимость микропроцессора и сопутствующей электроники очень быстро окупается хотя бы за счет сэкономленного бензина. А уменьшение токсичности выхлопных газов-это уже прямая выгода, не менее важная. Пусть вы никогда не были и не будете шофером, а к железнодорожному транспорту, кораблям и самолетам, буквально заполненным ранообразнейшей радиоэлектронной техникой, имеете отношение только как пассажир. Допустим, вы занимаетесь обработкой металлов. Вы слесарь, токарь или только собираетесь приобрести подобную специальность. Пока имеется еще немало чисто механических металлообрабатывающих станков, но пройдет немного времени, и первое, с чем вы столкнетесь на производстве, будет станок с числовым программным управлением. Что это такое? Станок как станок, только движение суппорта, подача резца и тому подобные операции на нем полностью автоматизированы. На станке или рядом с ним закреплен небольшой блок с микропроцессором. Контур изготавливаемой детали записан в память блока. Для получения максимальной точности сделано это в цифровой форме. По мере изготовления детали положение резца сравнивается с данными, записанными в памяти, и вводится необходимая коррекция. Токарь, конечно, тоже может запомнить контур детали, но только приблизительно, с низкой точностью. А микропроцессор делает это абсолютно точно, с ошибкой, измеряемой микрометрами. Не нужно пользоваться штангенциркулем для частых замеров размеров детали. Это делают электронные датчики, причем гораздо точнее. В результате повышаются точность и чистота обработки, в значительной степени уменьшается брак. Нужно изготовить другую деталь? Пожалуйста. Изменяется только программа микропроцессора, записанная в цифровой форме, и, может быть, необходимый набор режущего инструмента. Выплавка стали, добыча угля, руды, прокат металла, хозяйственная деятельность территориально-промышленных комплексов, регионов, республик, вся экономика страны контролируются и управляются большими ЭВМ, разумеется, не без участия людей, и «езде-везде при сборе, передаче, обработке, хранении информации, в .истемах связи и управления используется электроника. Пусть вы биолог, медик, врач и считаете себя человеком далеким от электроники. До поры до времени, уверяю вас. Это в грошлом веке врач обходился одним стетоскопом. Теперь мадицина le мыслится без электроэнцефалографа, электрокардиографа, элект-юстимуляторов, ультравысокочастотных терапевтических и тому юдобных устройств. Ежегодно вы проходите флюорографическое >бследование. Вспомните рентгеновские аппараты-шкафы, начи-юнные электроникой. Думаю, достаточно перечислять области нау-и и техники, где широко используется электроника. Она проникает 1сюду. Лично мне не удалось обнаружить ни одной отрасли народ-юго хозяйства, где бы не использовалась электроника. Сельское хозяйство, скажете вы? А искусственные спутники 1емли, собирающие информацию о созревании сельскохозяйствен-гых культур, о влажности почвы, составляющие карты сельскохо-1яйственных угодий? А машинно-тракторные агрегаты, строго по леждурядьям двигающиеся вдоль поля, направляемые невидимым )адиолучом? Фантастика? Уже нет. Такие агрегаты испытаны, есть оответствующие авторские свидетельства на изобретения и конст-(укторские разработки. Их широкое внедрение-только вопрос вре-<ени. Рассказ о применениях электроники можно продолжать беско-гечно, а мы здесь упомянули лишь их малую часть. Электронике 1ТВОДИТСЯ особая роль в каждой отрасли народного хозяйства, и ЮЛЬ эта сводится к управлению, регулированию, учету, передаче и акоплению данных, обработке информации и тому подобным [>ункциям. Теперь взглянем на самого себя. У человека есть энергетическая •истема, для которой пища, вода и кислород воздуха становятся [сточником жизненных сил, есть двигательные механизмы-мышцы [ конечности, есть органы чувств и, наконец, самое главное-голова. Лозг перерабатывает всю информацию, поступающую и из внеш-[его мира, и от внутренних органов. Мозг управляет работой всех ipranoB, определяет наше поведение во внешнем мире -одним ловом, делает человека человеком. Опять автор излагает пропис-ше истины-это же прекрасно всем известно! Вернемся немного изад, к тем механизмам и машинам, которые мы уже упомянули. )лектронику в станке, электровозе, системе управления производ-твом, корабле, самолете справедливо называют электронным юзгом, думающей, управляющей частью любой машины. Так что же самое главное в человеке? Разумеется, важны все рганы, но главное-мозг человека, его разум. Так и электроника по lepe прогресса науки и техники становится самым главным, самым ажным, тонким и часто, можно сказать, разумным элементом юбой машины, любого комплекса, любой установки. Важны для человека и органы чувств, поставляющие нам нформацию о внешнем мире. Главный из них-зрение. Глаза оставляют нам около 90% информации. На втором месте-слух еще примерно 9%). И лишь мизерная часть приходится на долю >боняния, осязания и вкуса. Посмотрим внимательнее, как электро-лка помогает нашему зрению и слуху. Электронное зрение-телеви-ение-показывает нам события, происходящие повсюду в мире, а не олько в пределах прямой видимости при отсутствии тумана и ождя. Радио позволяет людям усльпнать друг друга на расстояниях тысячи и десятки тысяч километров. Не зря же любого робота на аучно-фантастических картинках рисуют с антеннами вместо ушей -ш 13 0 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 |