Главная  Журналы 

0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

попасть на "чужие" люминофорные точки, что приведет к ухудшению чистоты цвета и нарушению баланса белого. Чтобы повысить тепловое нзлучмше маски и соответственно понизить ее температуру, раму и маску чернят. Кроме того, в цветных кинескопах используются специальные устройства термокомпенсации теплового расширения маски, позволяющие уменьшить вредное влияние нагрева маски на чистоту цвета.

Следует также отметить, что прн воспроизведении сугубо несимметричного сигнала, например, так назьшаемой серой шкалы, коробление маски оказывается весьма существенным, поэтому рекомендуется работать с такими сигналами в течение как можно более короткого времени.

Экран цветного кинескопа с апературной маской имеет около 1500000 люминофор-ных точек и изготовляется методом оптического экспонирования. На внутреннюю поверхность экрана наносят суспензионное покрытие из смеси одного нз цветных люми-нофонов и светочувствительного материала, способного задублироваться под воздействием ультрафиолетового облучения. После сушки покрытия перед экраном устанавливают маску так, как она должна быть расположена в готовом кинескопе. Структура отверстий в маске соответствует структуре люминофорных элементов экрана. В точке, в которой в готовом кинескопе начинается отклонение луча, устанавливают точечный источник ухштрафнолетового облучения с корректирующей линзой, имитирующей условия отклонения луча. Hcfo4HHK ультрафиолетового излучения устанавливают в месте расположения прожектора того же цвета, которым светится экспонируемый люминофор, и засвечивают только те точки экрана, которые "видит" прожектор в реальном кинескопе. Эта операция называется экспонированием экрана. В процесс экспонирования освещаемые участки покрытия задубливаются н становятся нерастворимыми для проявителя. С неосвещенных участков материал покрытия смывается. Затем на экран наносят покрытие с люминофором другого цвета свечения. Источник излучения перемещают на место соответствующего прожектора, экспонируют экран и смывают лишний люминофор. Таким образом, в кинескопе луч каждого прожектора будет попадать на люминофор соответствующего цвета. После создания трех точечных растров нз различных люминофоров на экран наносят пленку нз органического вещества, заполняющую места, не закрытые люминофором, и напыляют пленку алюминия. О степени точности и аккуратности, с которой должен изготовляться экран, можно судить по следующему примеру: глаз может заметить отсутствие одной точки из миллиона, если эта точка близка к центру экрана.

Экран кинескопа со щелевой маской имеет линейчатую структуру, состоящую нз чередующихся полосок люминофоров трех цветов свечения. Полоски люминофоров ориентированы вертикально для предотвращения появления муара и ослабления влияния магнитного поля Земли- Прозрачность щелевых масок выше, чем апертурных, и достигает 20-25 %. Ширина щелей, размеры перемычек выбираются из условий получения высокой яркости, разрешающей способности и хорошей чистоты цвета. В кинескопе со щелевой маской также используются три независимых электронных прожектора, но они располагаются в одной горизонтальной плоскости. Оси двух крайних прожекторов могут быть слегка наклонены к оси центрального прожектора. Такая система расположения прожекторов называется копланарной (планарной). Схема расположения электронных прожекторов, маски, люминофорного экрана и ход электронных лучей в копланарной системе показана на рнс. 11.

Чистота цвета экрана кинескопа со щелевой маской должна обеспечиваться тохшко по горизонтали, поскольку вертикальное перемещение лучей не ухудшает чистоты цвета. Кроме того, горизонтальные составляющие напряженности внешних магнитных полей не влияют на чистоту цвета, так как они перемещают электронные лучн в вертикальном направлении.

Яркость экрана. Экран кинескопа преобразует энергию электронного луча в световую энергию. Источником света служит люминофор - вещество, которое светится под воздействием электронной бомбардировки. Люминофоры представляют собой доста-




точно сложные по составу химические вещества. Так, в качестве люминофора с красным цветом свечения используется окись иттрия, активированная европием, люминофора с синим цветом свечения - сульфид цинка н кадмия, активированный серебром, и люминофора с синим цветом свечения - сульфид цинка, активированный серебром. Люмннофорное покрытие экрана черно-белого кинескопа представляет собой смесь двух люминофоров, имеющих синий н желтый цвета свечения. При малых размерах зерен люминофора цвет свечения такой смеси близок к белому (белым цветом свечения ни один люминофор сам по себе не обладает).

У кинескопов принято определять яркость свечения экрана - силу света, излучаемого 1 м светящейся поверхности в направлении наблюдателя. Равномерно светящаяся поверхность площадью 1 м, излучающая в направлении наблюдателя свет силой в одну свечу, имеет яркость одну канделу на квадратный метр. У современных цветных масочных кинескопов яркость свечения экрана достигает 120-160 кд/м. Более правильно было бы определять световую отдачу, представляющую собой отношение силы света, излучаемого в направлении, перпендикулярном поверхности экрана, к мощности электронного луча, ;;схема расположения элек-возбуждающего свечение. тронных прожекторов, маскн.

Яркость экрана масочного цветного кинескопа люминофорного экрана н ход в первую очередь зависит от прозрачности маски, электронных лучей в копланар-Яркость экрана зависит также от светоотдачи люмино- ной системе фора н мощности электронного луча, т. е. от тока луча н напряжения анода, определяющего скорость

электронов, попадающих на экран. Если скорость электронов мала, то глубина проникновения электронов в слой люминофора невелика и возбуждение люминофора, а следовательно, и его Свечение возникает вблизи поверхности, бомбардируемой электронами. Зна чнтельная часть света поглощается остальным слоем люминофора и стеклом баллона кинескопа. При этом яркость свечения экрана, воспринимаемая зрителем, невелика. По мере увеличения напряжения анода и вследствие этого - скорости электронов все более глубокие слон люминофора принимают участие в возбуждении светового потока. Соответственно возрастает яркость свечения экрана.

С повышением тока луча яркость возрастает линейно. Только при очень больших токах наступает - насыщение яркости: температура люминофора под воздействием большой мощности луча повышается и люминофор разрушается. Практически такой режим в кинескопе никогда не достигается.

Повысить ток луча можно, уменьшая отрицательное напряжение модулятора. При этом увеличивается действующая поверхность катода и растет размер области скрещения. Следовательно, диаметр электронного луча в плоскости экрана растет, т. е. ухудшается фокусировка луча и падает четкость изображения. Поэтому значительно увеличивать ток луча для повышения яркости свечения экрана нельзя. Прн увеличении размеров экрана приходится увеличивать ток луча не столько для повышения яркости Экрана, сколько для сохранения ее на достаточно высоком уровне. Чем длиннее строка на экране, тем меньшее время луч находится в каждой точке экрана н тем меньше возбуждает люминофор. Поэтому у крупногабаритных кинескопов токи луча всегда больше, чем у малогабаритных. Все современные кинескопы имеют алюминированные



экраны. Онн отличаются тем, что на слой люминофора со стороны ЭОС нанесена тонкая пленка алюминия. Алюминиевое покрытие отражает свет, излучаемый люминофором внутрь баллона, н направляет его в сторону зрителя, что существащо повышает яркость свечения экрана н увеличивает контрастность изображения. Металлическая пленка электрически соединена с анодами прожекторов. Такое соединение позволяет избавиться от ряда нежелательных явлений, связанных со способностью люминофора эмиттнровать электроны под воздействием электронной бомбардировки (вторичная электронная эмиссия люминофора).

В результате кинескопы с алюминированными экранами могут работать прн более высоких напряжениях анодов, чем ранее выпускавшиеся кинескопы с неалюминиро-ванными экранами н, следовательно, обеспечивать высокую яркость при меньшем токе луча. Наконец, металлическая пленка защищает люминофор от бомбархшровки тяжелыми нонами, увеличивая его долговечность.

Яркость и неравномерность яркости свечения экрана измеряют в белом цвете с координатами в системе МКО х - 0,281 и у = 0,311. Белый цвет свечения устанавливается с помощью фотоэлектрического колориметра в центре экрана; можно использовать эталон, по которому визуально устанавливается цветность экрана испытываемого кинескопа. Яркость измеряют в центре экрана с плоидщки заданных размеров. Неравномерность яркости оценивается прн погашенных обратных ходах развертки в центре экрана и на четырех участках на краях экрана.

Контраст изображения. Контрастом изображения на экране кинескопа называется отношение яркости наиболее светлых участков изображения к яркости темных участ ков. Значение контраста зависит от конструкции кинескопа, а также от размеров и взаимного расположения темных и светлых участков изображения. Поэтому численная величина контраста зависит от условий его измерения.

Различают два вида контраста; крупных деталей изображения (габаритный, или полный контраст) н мелких деталей (детальный контраст). Контраст крупных деталей обычно измеряют на прямоугольном растре с чередующимися светлыми н темными участками в виде шахматного поля. Значение контраста зависит от того, на каких участках производятся измерения, и от размера клеток. Контраст крупных деталей можно определить как отношение средней яркости светлых полей, окружающих темное поле, к яркости темного поля. Детальный контраст можно определить как отношение яркости равномерного светлого поля к яркости небольшого темного пятна, расположенного в середине этого поля.

Яркость темных полей, соответствующих случаю, когда электронные лучи заперты, должна быть равна нулю, а контраст - бесконечности. Однако в реальных кинескопах действует ряд факторов, снижающих контраст изображения. Практически у современных кинескопов контраст крупных деталей около 100. Контраст изображения на экране кинескопа определяется не тохшко параметрами самого кинескопа, но и свойствами видеотракта телевизора, в частности амплитудой видеосигнала.

Снижение контраста обусловлено внутренним отражением света в стекле экрана, т. е. света, излучаемого люминофором от внешней поверхности экрана кинескопа. Часть светового потока отражается от поверхности раздела стекло-вакуум н частично рассеивается люминофором. Это явление способствует возникновению ореолов н особенно заметно снижает детальный контраст.

Алюминирование экрана позволяет повысить контраст изображения, так как поверхность алюминиевой пленки, прилегающая к люминофору, обеспечивает возвращение к наблюдателю части света, излучаемого в противоположную от него сторону.

Наличие внешнего освещения также снижает контраст изображения. Это происходит потому, что алюминиевая пленка отражает не только световой поток, излучаемый люминофором, но н свет, поступающий от внешних источников. Для борьбы с этим явлением уменьшают светопропускание экранов - нх изготовляют из дымчатого (конт-





0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20