Главная  Журналы 

0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Несколько большую мощность развивает пьезоэлектрический звукосниматель. Э.д.с. звукоснимателя 200 мв. При сопротивлении нагрузки звукоснимателя /? = 200000 ом мощность будет равна:

(200-10-3)--i 2-10-

--=0.0002 мет.

Однако мощность электрических колебаний, подводимая к громкоговорителям для создания достаточной громкости звука в зрительном зале кинотеатра, должна составлять единицы, десятки и даже сотни ватт.

Усилители широко применяют не только при воспроизведении звука, но и в процессах записи звука, радиопередаче, в телевидении, проводных каналах связи, измерительных и других приборах. Усилители классифицируют по различным признакам, в чаетности по диапазону частот колебаний, которые они пропускают. Различают усилители низкой частоты, широкополосные усилители - видеоусилители и усилители медленных колебаний, условно называемые усилителями постоянного тока.

Усилители низкой частоты предназначены для усиления колебаний звуковой частоты от 16 до 20 ООО гц, но их изготовляют на несколько меньший диапазон: от 40 гц до 15 ООО гц, что упрощает конструкцию. Эчи усилители широко используют в звуковом кино.

За последнее десятилетие техника кинематографа получила значительное развитие. Появились новые, более совершенные виды кинематографа - широкоэкранное, широкоформатное и панорамное кино. Значиюльные изменения произошли и д системах записи и воспроизведения звука. Для того чтобы легко разобраться в схемах и аппаратуре записи - воспроизведения различных систем, познакомимся с некоторыми методами звукопередачи.

Рассмотренные методы звукозаписи позволяют получить моноуральную и стереофоническую звукопередачу.

Моноуральная звукопередача (однокапальная звукозапись) осуществляется любым методом звукозаписи, но с использованием одного электроакустгмеского тракта - одного канала. Это значит, что звук записывается с помощью одного или группы микрофонов, токи которых попадают на вход только одного усилителя, и поэтому на звуконосителе (магнитной ленте, восковом диске, кинопленке) записывается одна фоногра.мма. Схема одноканаль-

ной звукозаписи показана на рис. 1-3, а. Микрофон М подключается к микшерскому пульту, па котором имеются регуляторы уровня каждого микрофонного входа и общий регулятор уровня РУ. С микшерского пульта токи звуковой частоты подводятся к усилителю записи УЗ,

М РУ jl УЗ


Рис. 1-3 Скелстны-е схемы звукозаписи и звуковосироизведе-пия. а - одноканальная, б-стереофоническая (трехканальная)

на выходе которого включен тот или ипоп звукозаписывающий аппарат, например записывающая головка ЗГ.

Моноуральная звукопередача вносит определенную условность в процесс звукопередачи, особенно заметную в звуковом кино, что проявляется в несоответствии перемещения исполнителя, показываемого на экране, с неподвижной точкой расположения источника звука - громкоговорителя. Хотя благодаря психофизиологически.м особенностям нашего восприятия зритель связывает зрительный образ с образом звуковым, моноуральная звукопередача не дает пространственного и натурального звучания.

Стереофоническая звукопередача (многоканальная) может быть получена любым из методов звукописи путем одновременной записи звука с использованием нескольких раздельных электроакустических трактов от микрофона до звукозаписывающего аппарата с получением нескольких (соответственно числу каналов) раздельных звуковых дорожек или фонограмм (исключая двухканальный метод стереофонической грамзаписи, где всего одна звуковая дорожка).



При стереофонической звукозаписи создают условия, аналогичные непосредственному слуховому восприятию естественных источников звука, когда человек различает направление прихода звуковых волн и до некоторой степени определяет положение источника звука в пространстве.

Идеальная стереофоническая звукопередача требует большого числа отдельных, независимых друг от друга электроакустических каналов, содержащих основные звенья: микрофон - усилитель - аппарат записи - фонограмма - аппарат воспроизведения - усилитель - громкоговоритель. При этом необходимо тесное расположение в первичном пространстве (акустическом поле) микрофонов, а во вторичном пространстве - громкоговорителей.

Для стереофонического воспроизведения звука с сохранением пространственной перспективы в любое время, независимо от оригинального звука, предварительно производится многоканальная запись.

Стереофоническая звукозапись строится по принципу записи звукового сигнала одновре.менно на двух, трех и более дорожках звуконосителя, каждой из которых соответствует свой канал звукопередачи (рис. 1-3, б). Звуковая волна от источника звука достигает трех микрофонов: Ml, М2 и Mg - с некоторыми отличиями по силе, времени и фазе. Сигналы, воспринятые микрофонами, после усиления усилителями УЗу, УЗж УЗ записываются на раздельные магнитные дорожки 1, 2 ъ 3. Магнитный метод является наиболее удобным для этих целей. Звук воспроизводится с трех магнитных фонограмм одновременно по раздельным каналам, и после усиления усилителями воспроизведения УВ, УВ„ и УВд сигналы поступают в гро.м-коговорители Гр, Гр и Гр. Они работают одновременно и воспроизведут сигнал так, как он был воспринят тремя микрофонами.

Таким образом, звуковое поле, создаваемое громкоговорителями, будет таким же, каким было поле в зоне расположения микрофонов. Благодаря этому в месте прослушивания звучание воспринимается более интенсивно, чем при обычной одноканальной передаче.

Точность передачи возрастает с увеличением числа каналов, но опытным путем установлено, что и при ограниченном числе каналов (два, три) достигается значительный положительный эффект. Это позволило строить двух-

канальные стереофонические системы: электропроигрыватели и массоыые магнитофоны, которые все больше и больше входят в наш быт.

По.лшмо указанных различают также однополосную (широкополосную) и двухполосную запись.

При широкой полосе записываемых частот возникают технические трудности высококачественного воспроизведения с использованием обычных однополосных громкоговорителей. Громкоговоритель не может одинаково хорошо работать в области низких и высоких частот. Для получения высокого качества звуковоспроизведения одно-канальных фонограмм используют системы двухполосного воспроизведения звука.

Простой системой двухполосного воспроизведения являются современные радиоприемники, где на выход усилителя подключены громкоговорители низких и высоких частот.

Двухполосная запись - раздельная запись звуковых колебаний высоких и низких частот с получением фоно-грам.мы в форме раздельных записей. Такая запись может быть применена для последующего двухканального воспроизведения и позволяет улучшить качество звука. Она дает возможность осуществить сквозную двухканальную систему записи - воспроизведения звука, что является дальнейшим развитием существующей системы двухканального звуковоспроизведения.

Электроакустическая система с раздельным усилением и акустический воспроизведением .колебаний высокой и низкой частоты с обычной фонограммы разработана в СССР и широко применяется в современных кинотеатрах.

Но еще большие достоинства могут быть выявлены тогда, когда двухканальное воспроизведение звука с разделением колебаний высокой и низкой частоты производится не с обычной фонограммы, а с фонограммы в форме раздельных записей колебаний высокой и низкой частоты. При сквозной системе записи - воспроизведения не только в звеньях тракта воспроизведения, но и в звеньях записывающего тракта могут быть уменьшены нелинейные искажения, получены более широкие возможности регулировки относительных уровней колебаний высокой и низкой частоты, что обеспечивает лучшую передачу высоких частот и улучшает тембр передаваемого звукового материала.



§ 2. ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА

Источники и распространение звука.

Звуком, или звуковыми j<ojie6aHHHMH, называются такие колебания среды. tmrgeLMOEXI-BOgfleHCTBOBaTb на слуховой аппарат человека. Колебанием, в свою очередь,"называется пере.менно-возврагное движение какого-либо тела. Простой пример колебательного движения - движение маятника стенных часов, который отклоняется ю в одну, го в другую сторону относительно неподвижного положения, соответствующего состоянию равновесия.

Процесс колебаний показан на рис. 1-4. В верхней части показаны три возможных положения маятника: А, Б и В, из которых два крайних (А и В) соответствуют наибольшим отклонениям от положения равновесия, а среднее (Б) соответствует положению равновесия. В нижней части дан график движения маятника. По горизонтальной оси отложена величина отклонения маятника от состояния равновесия, по вертикальной - время. Вертикальная линия соответствует положению рав-Ряс j-i Графическое новесия маятника. изображение процесса л

колебании маятнииа При движении маятника вправо точка, изображающая движение маятника на графике, также буде! двигаться вправо. Дойдя до крайнего правого полоя-.енкя В, маятник остановится, а затем начнет двигаться в обратнол! направлении. Изображающая точка проделает то же самое: дойдет до крайнего положения В и начнет двигаться в обратном направлении. Пройдя положение равновесия, маятник дойдет до крайнего левого полон<ения А, остановится там, снова начнет двигаться вправо и так далее. Изображающая точка проделает такой же путь.

Таким образом, движение изображающей точки на графике полностью соответствует движению маятника. Легко видеть, что картина на графике после возвращения изображающей точки в положение 0 начнет повторяться. Такой повторяющийся процесс называется периодическим.


Время

Рис 1-5. Условное изображение колебаний частиц воздуха

Колебательное периодическое движение маятника, как и всякое колебательное периодическое движение, характеризуется: 1) величиной максимального отклонения маятника от положения равновесия (амп.яитуда колебаний - на графике линия Oi В или Og А); 2) числом полных колебаний за одну секунду(частота колебаний). Полное колебание совершается за время, в течение которого маятник возвращается в исходную точку, двигаясь в том же самом направлении (линия ОВО и OAOi).

Время, в течение которого совершается полное колебание, называется периодом колебаний; изображается оно отрезком OOi- Если бы мы продолжали рассматривать движение маятника дальше, то на графике получили бы

целый ряд полных колебаний, причем периоды, т. е. участки OOi, для каждого из них были бы равны. Частота обозначается обычно буквой / и измеряется в герцах Если, например, тело совершает десять полных колебаний в одну секунду, то это значит, что частота их равна 10 гц (герц). Частота колебаний и период ко.тебаний - обратные величины, т. е. / = и T = j, где Т - период колебаний. Так, например, если частота колебаний маятника 10 гц. то одно полное колебание совершится за 0,1 сек.

Звук представляет собой колебательный процесс. Из состояния равновесия частицы выводятся каким-либо звучащим телом, а возвращаются в состояние равновесия благодаря упругости среды, например воздуха. На рис. 1-5, а условно показан целый ряд частиц воздуха, находящихся в состоянии равновесия.

Если толкнуть левую частицу вправо, она начнет двигаться, достигнет следующей частицы и толкнет ее. Вторая частица так же начнет двигаться по направлению к третьей, толкнет ее и т. д. В результате несколько частиц сблизятся, образовав сгущение (рис. 1-5, б). Но частица может сдвинуться вправо только до известного предела.





0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76