Главная Журналы Несколько большую мощность развивает пьезоэлектрический звукосниматель. Э.д.с. звукоснимателя 200 мв. При сопротивлении нагрузки звукоснимателя /? = 200000 ом мощность будет равна: (200-10-3)--i 2-10- --=0.0002 мет. Однако мощность электрических колебаний, подводимая к громкоговорителям для создания достаточной громкости звука в зрительном зале кинотеатра, должна составлять единицы, десятки и даже сотни ватт. Усилители широко применяют не только при воспроизведении звука, но и в процессах записи звука, радиопередаче, в телевидении, проводных каналах связи, измерительных и других приборах. Усилители классифицируют по различным признакам, в чаетности по диапазону частот колебаний, которые они пропускают. Различают усилители низкой частоты, широкополосные усилители - видеоусилители и усилители медленных колебаний, условно называемые усилителями постоянного тока. Усилители низкой частоты предназначены для усиления колебаний звуковой частоты от 16 до 20 ООО гц, но их изготовляют на несколько меньший диапазон: от 40 гц до 15 ООО гц, что упрощает конструкцию. Эчи усилители широко используют в звуковом кино. За последнее десятилетие техника кинематографа получила значительное развитие. Появились новые, более совершенные виды кинематографа - широкоэкранное, широкоформатное и панорамное кино. Значиюльные изменения произошли и д системах записи и воспроизведения звука. Для того чтобы легко разобраться в схемах и аппаратуре записи - воспроизведения различных систем, познакомимся с некоторыми методами звукопередачи. Рассмотренные методы звукозаписи позволяют получить моноуральную и стереофоническую звукопередачу. Моноуральная звукопередача (однокапальная звукозапись) осуществляется любым методом звукозаписи, но с использованием одного электроакустгмеского тракта - одного канала. Это значит, что звук записывается с помощью одного или группы микрофонов, токи которых попадают на вход только одного усилителя, и поэтому на звуконосителе (магнитной ленте, восковом диске, кинопленке) записывается одна фоногра.мма. Схема одноканаль- ной звукозаписи показана на рис. 1-3, а. Микрофон М подключается к микшерскому пульту, па котором имеются регуляторы уровня каждого микрофонного входа и общий регулятор уровня РУ. С микшерского пульта токи звуковой частоты подводятся к усилителю записи УЗ, М РУ jl УЗ Рис. 1-3 Скелстны-е схемы звукозаписи и звуковосироизведе-пия. а - одноканальная, б-стереофоническая (трехканальная) на выходе которого включен тот или ипоп звукозаписывающий аппарат, например записывающая головка ЗГ. Моноуральная звукопередача вносит определенную условность в процесс звукопередачи, особенно заметную в звуковом кино, что проявляется в несоответствии перемещения исполнителя, показываемого на экране, с неподвижной точкой расположения источника звука - громкоговорителя. Хотя благодаря психофизиологически.м особенностям нашего восприятия зритель связывает зрительный образ с образом звуковым, моноуральная звукопередача не дает пространственного и натурального звучания. Стереофоническая звукопередача (многоканальная) может быть получена любым из методов звукописи путем одновременной записи звука с использованием нескольких раздельных электроакустических трактов от микрофона до звукозаписывающего аппарата с получением нескольких (соответственно числу каналов) раздельных звуковых дорожек или фонограмм (исключая двухканальный метод стереофонической грамзаписи, где всего одна звуковая дорожка). При стереофонической звукозаписи создают условия, аналогичные непосредственному слуховому восприятию естественных источников звука, когда человек различает направление прихода звуковых волн и до некоторой степени определяет положение источника звука в пространстве. Идеальная стереофоническая звукопередача требует большого числа отдельных, независимых друг от друга электроакустических каналов, содержащих основные звенья: микрофон - усилитель - аппарат записи - фонограмма - аппарат воџsХ3'нѓмЪгЧ%Lg(&џ%mC8»лsze1н—4Bvющў |