Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 [ 93 ] 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

Союза и требования, выдвигаемые организациями и фирмами стран-импортеров в процессе подготовки и заключения торговых договоров и контрактов.

Специальные государственные стандарты на продукцию, предназначенную для экспорта, разрабатываются в тех случаях, когда показатели этой продукции по каким-либо причинам не могут быть распространены на всю продукцию данного вида, а также когда стандартизуемая продукция не потребляется внутри страны и поставляется только на экспорт.

Государственные стандарты на экспортную продукцию разрабатываются, прежде всего, на изделия, перспективные для экспорта, уже имеющие значительный удельный вес в общем объеме поставок за рубеж, а также на изделия, экспорт которых позволяет получить высокую валютную эффективность; на такие объекты, а это в основном машины, оборудование, приборы, приходится более 75 % государственных стандартов на экспортную продукцию.

Важное значение для обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции имеет ее соответствие требованиям международных стандартов, принимаемых международными организациями по стандартизации, в первую очередь ИСО и МЭК- Следует иметь в виду, что в ряде стран международные стандарты ИСО и МЭК применяются непосредственно без каких-либо существенных изменений, путем включения этих документов в систему национальных стандартов стран.

Помимо общих требований к качеству экспортируемой продукции, соответствия ее действующим международным стандартам, необходимым условием конкурентоспособности многих видов промышленной продукции является ее соответствие дополнительным требованиям и условиям, содержащимся в рекомендациях ряда международных организаций, прежде всего ЕЭК ООН и в национальных нормативных документах стран-импортеров данной продукции. Например, по правилам ЕЭК ООН максимально допустимый уровень шума работающего автомобиля составляет 80 децибел (дБ); однако национальный стандарт Швейцарии устанавливает, что этот шум не должен превышать 77 дБ; стандарты Швеции предусматривают обязательное применение на всех автомобилях очистителей («дворников») для фар и омывателей фар; в США обязательным требованием к продаваемым в этой стране автомобилям является оснащение их такой системой привязных ремней, которая исключала бы возможность запуска двигателя, если ремни не пристегнуты водителем и пассажирами и т. д.

С подобными требованиями к качеству продукции, установленными на государственном уровне (как правило, в национальных стандартах) приходится встречаться при экспорте самых различных видов промышленной продукции. По некоторым видам промышленных изделий, для которых особое значение имеет безопасность эксплуатации, например, морские и речные суда, энергетическое оборудование и др., обязательным условием их продажи на мировом рынке является наличие сертификатов специальных ор-



ганизаций, таких, например, как Британский Ллойд или Регистр СССР, подтверждающих соответствие данных судов требованиям безопасности.

Все эти примеры показывают сложность и многоаспектность требований к качеству промышленной продукции, соблюдение которых является непременным условием конкурентоспособности этой продукции на мировом рынке.

Контроль за качеством экспортируемой продукции, помимо существующих в Советском Союзе контролирующих качество органов (как заводских, так и внезаводских), осуществляет Государственная инспекция по качеству экспортных товаровМинистерства внешней торговли СССР. Задачами указанной Инспекции является контроль за соответствием экспортируемой продукции стандартам, техническим условиям, а также специальным требованиям, согласованными с иностранными покупателями. Инспекция участвует в управлении качеством экспортной продукции, что имеет целью повышение эффективности экспорта промышленной продукции.

Инспекция осуществляет: периодические выборочные проверки экспортной продукции на заводах, производящих эту продукцию (в том числе совместно с органами Госстандарта и др.); инспекторскую приемку продукции, требующей особого внимания (например, автомобили, тракторы и т. п.); проверку продукции, направляемой в качестве экспонатов на международные выставки и ярмарки; проверку (досмотр) экспортной продукции в морских портах и на пограничных железнодорожных станциях. Инспекция имеет право принимать окончательное решение о возможности поставки продукции в страны-импортеры, а также требовать от ру-кЬводителей предприятий и организаций принятия мер по устранению выявленных дефектов экспортной продукции, улучшению ее качества, а также, в обоснованных случаях, наложения взысканий на лиц, виновных в изготовлении и отправке дефектной продукции на экспорт.

Одной из форм деятельности Инспекции является сертификация некоторых видов проверенной экспортной продукции; сертификаты о качестве продукции представляются фирмами-импортерами продукции.

В целом, деятельность Инспекции, направленная на обеспечение высокого качества отечественной продукции на мировом рынке, во многом способствует повышению престижа советского экспорта, расширению номенклатуры и количества экспортируемой

продукции.



Раздел VI.

ПРАВОВЫЕ основы СТАНДАРТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

Глава 21

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

§ 65. Правовые аспекты стандартизации и управления качеством продукции

Задачи и формы решения проблемы качества законодательна закреплены в новой Конституции СССР, ст. 15 которой устанавливает: «Высшая цель общественного производства при социализме- наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижение научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамическое, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства».

Стандартизация, как управляющий фактор, занимает в последние годы все более прочные позиции в экономике, в решении узловых проблем народного хозяйства.

Стандартизация применяется в странах с разным общественно-экономическим строем, отсюда и различная трактовка ее как средства воздействия на общественные отношения, хотя в принципе методы, способы, приемы стандартизации (как деятельности пО упорядочению) являются одинаковыми. Отличительной чертой стандартизации при социализме является возможность законодательного проведения в плановом порядке в жизнь наиболее прогрессивных научных и технических решений.

Отсюда вытекает, чтр стандартизация в нашей стране - деятельность не только технико-экономического, но и юридического характера. Результат работы по стандартизации - закрепление в стандартах и технических условиях обязательных норм, требований, правил.

Считается общепризнанным, что стандартизация является, по существу, техническим законодательством. В то же время, закрепляя в стандартах определенные требования к качеству изделий, государство регулирует тем самым общественные отношения, связанные с производством, обращением и потреблением продукции. В предыдущих главах приводится определение стандартизации в ее





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 [ 93 ] 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108