Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 [ 91 ] 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

Пелученная предприятием дополнительная прибыль за счет надбавок к оптовым ценам за высокое качество продукции распределяется следующим образом: 70 % направляется в фонд эко-нвмического стимулирования, а остальная часть распределяется поровну между единым фондом развития науки и техники и государственным бюджетом.

В промышленности действует порядок, при котором формирование фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства поставлено в зависимость от показателей роста производительности труда и удельного веса выпуска продукции высшей категории качества.

Госбанку СССР и Стройбанку СССР дано право предоставлять производственным объединениям и предприятиям кредит на проведение сверх лимита государственных капитальных вложений высокоэффективных мероприятий по выпуску новой продукции и повышению качества выпускаемой продукции.

Улучшение экономического положения предприятий при выпуске высококачественной продукции приводит к росту фондов материального поощрения работников этих предприятий. Предприятия получают возможность увеличивать премии работникам, непосредственно участвующим в вьшуске высококачественной продукции, поощрять отличников качества, проводить дополнительные социально-культурные мероприятия.

Для проектировщиков и конструкторов за создание высокоэффективной и высококачественной продукции установлены разовые премии.

Формы и уровень зарплаты оказывают воздействие на качество продукции. Сдельная оплата труда способствует увеличению количества выпускаемой продукции, обеспечивая определенный уровень качества. Однако чрезмерное увеличение выпуска продукции может перейти границу возможностей организационно-технического уровня предприятия, и качество продукции начнет ухудшаться.

Повременная форма оплаты создает условия для более тщательного выполнения производственных операций и тем самым способствует повышению качества продукции. Эта форма оплаты труда предпочтительнее с точки зрения качества продукции, но может сдерживать рост выпуска продукции.

Интересам повышения качества продукции и роста ее выпуска наилучшим образом отвечает применение сдельно-премиальной или повременно-премиальной форм заработной платы. При этом премии следует выплачивать за высокое качество продукции.

Величина заработной платы существенно влияет на качество выпускаемой продукции. Размер зарплаты определяет возможности привлечения работников необходимой квалификации. Уравниловка в оплате труда наносит ущерб повышению качества продукции.

Система экономического стимулирования предусматривает и ответственность предприятий за выпуск недоброкачественной продукции. В случае выпуска продукции с отступлениями от стандар-



ТОВ и технических условии предприятие полностью лишается прибыли от реализации такой продукции, а ее стоимость исключается яз отчетов о вьшолнении плана.

§ 63. Методические вопросы определения эффективности стандартизации

Экономическая эффективность стандартизации - явление сложное, затрагивающее многие стороны экономики народного хозяйства. Проведение работ по стандартизации сокращает циклы проектирования, подготовки производства, изготовления и ремонта изделия, уменьшает издержки труда, материалов, энергии и т. п.; снижает затраты на проектирование; уменьшает себестоимость изготовления и расходы на использование продукции и ее ремонт; сокращает до разумных пределов номенклатуру производства, создавая условия для его специализации.

Методология оценки экономической эффективности стандартизации основывается на следующих основных положениях.

1. Оценка экономической эффективности стандартизации является комплексной, т. е. рассматривает в единстве все многообразие экономических, организационных и технических последствий стандартизации.

2. Величина экономического эффекта определяется с учетом масштабов внедрения мероприятий по стандартизации.

3. Величина экономического эффекта определяется за весь период действия стандарта.

4. Степень эффективности определяется путем сопоставления всех затрат на разработку и внедрение стандартов с величиной эффекта от его применения. При этом соотношение экономического эффекта и затрат должно быть равно или больше средней достигнутой к этому моменту времени эффективности вложений в новую технику.

Величина полного народнохозяйственного экономического эффекта от внедрения стандартов рассчитывается по формуле

где Зпр - экономический эффект от стандартизации в сфере проектирования; Э=из - экономический эффект от стандартизации в сфере изготовления; Эзк - экономический эффект от стандартизации в сфере эксплуатации (применения).

Экономический эффект в каждой из рассматриваемых сфер представляет собой сумму эффекта от изменения от производственных фондов и экономии на ежегодных текущих затратах.

Эффективность изменения производственных фондов определяется с учетом рентабельности. В общем случае величина этого элемента эффективности рассчитывается по формуле

5=п.ф = (п.ф-Я„.ф) ./Ср,

гда Яп.ф - производственные фонды до стандартизации; Яп.ф-<



производственные фонды после стандартизации; /Ср - коэффици-. ент рентабельности производственных фондов.

Экономия текущих затрат возникает тогда, когда с. внедрением стандартизации уменьшаются те или иные элементы затрат. Эти изменения отражаются, например, в себестоимости, поэтому разность себестоимости продукции, расходов на проектирование или ремонт служит элементом экономической эффективности стандартизации. В общем виде эта экономия рассчитывается по формуле

где с - текущие расходы на единицу продукции до стандартизации; с - текущие расходы на единицу продукции после стандар-тизации; п - количество единиц продукции, изготовленной (спроектированной, эксплуатируемой) на основе стандартизации.

Выше уже говорилось, что экономический эффект от стандартизации возникает на всех предприятиях, которые она охватывает, и что этот эффект возникает в течение всего периода действия стандартов. С учетом этого величина экономического эффекта от стандартизации рассчитывается в общем виде по формуле

5нх = i] [(п..ф,-Я„.ф Кр,. + {с,, ,.-с.,.)«,,

где I - период действия стандарта в годах; m - число предприятий, охваченных действием стандарта.

Работы по стандартизации, в том числе и внедрение стандартов, требуют затрат средств, порой весьма значительных. Это необходимо учитывать при оценке экономической эффективности стандартизации. Сюда включаются расходы на разработку стандарта, на проведение мероприятий по его внедрению. В общем виде эти затраты вычисляются по формуле:

RC ДС DC

нх - -о р -о в»

где Бр - затраты на разработку стандарта; Б=в -затраты на проведение мероприятий по внедрению стандарта.

Степень эффективности стандартизации оценивается путем проведения расчета коэффициента эффективности мероприятий по стандартизации:

КС Эт

нх -

Коэффициент эффективности мероприятий должен быть больше или, как минимум, равен нормативному или достигнутому значению коэффициента эффективности новой техники, коэффициенту рентабельности производственных фондов.

Эффективность стандартизации может быть выражена не только стоимостными показателями, но и натуральными, такими, например, как

повышение производительности труда;





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 [ 91 ] 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108