Главная Журналы f. Порядок планирования, разработки и аттестации стандартных образцов установлен ГОСТ 8.315-78 «Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы. Основные положения», ГОСТ 8.316-78 «Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация и утверждение государствен-;ных стандартных образцов». Быстрое расширение выпуска и применения стандартных образцов в народном хозяйстве привело к необходимости объединения и координации зтой работы в государственном масштабе - создание Государственной службы стандартных образцов (ГССО). ГССО - это система научно-исследовательских и производственных организацнй, подведомственных Госстандарту, АН СССР, министерствам и ведомствам, объединенных определенными функциями, связанными с созданием и применением СО. Главной задачей ГССО является обеспечение единства измерений состава и свойств веществ и материалов на основе широкого применения СО, а также разработки, производства, аттестации и .внедрения СО. Общее руководство Государственной службой стандартных образцов осуществляет Госстандарт. К общим функциям ГССО относятся: определение важнейших направлений развития работ по обес--печению единства измерений состава и свойств веществ и материалов на основе применения СО; разработка научных основ и общих методологических вопросов, относящихся к изготовлению, исследованию, аттестации и применению СО; разработка и реализация годовых и перспективных планов в области ГССО как части планов государственной стандартизации; экспертиза материалов аттестации СО, представление заключений по ним на утверждение Госстандартом и ведение Государственного реестра СО, прошедших аттестацию. Основным рабочим органом ГССО, ответственным за реализацию перечисленных функций, является Главный центр стандартных образцов, функции которого возложены на Свердловский филиал ВНИИМ имени Д. И. Менделеева. Головные и базовые организации по СО в соответствии со специализацией разрабатывают основные направления развития метрологического обеспечения измерений состава и свойств веществ и материалов в соответствующей отрасли, а также организуют и вьшолняют работы по выпуску стандартных образцов для удовлетворения потребностей народного хозяйства. Детально задачи и функции головных и базовых организаций изложены в утвержденных Госстандартом «Типовых положениях о головных и базовых организациях по стандартным образцам». В последние годы быстро развивается международное сотрудничество по проблеме стандартных образцов. Наиболее глубокое и всестороннее сотрудничество осуществляется странами социалистического содружества. Создание системы стандартных образцов. единых для стран-членов СЭВ, предусмотрено Комплексной программой дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ. Работа по проблеме СО получила большое развитие и в рамках двустороннего сотрудничества. Активизируется роль международного научно-производственного объединения «Интерэталон-ярибор» в разработке и поставках СО. Работы по проблеме СО ведутся также в рамках Международной организации законодательной метрологии - Секретариате-пилоте СП-27, который ведет СССР, а также в рамках Международной организации по стандартизации, где создан соответствующий Комитет Совета ИСО «Ремко». • • . § 47. Система государственных испытаний средств измерений Государственные испытания, организация и порядок проведения которых регламентируется ГОСТ 8.001-80, является одной из наиболее действенных форм государственного надзора за разработкой, серийным освоением и выпуском в обращение измерительной техники. Первый правительственный декрет (Постановление СНК СССР), устанавливающий обязательность государственных испытаний для всех серийно выпускаемых средств измерений, относится к 1934 г. В настоящее время государственные испытания - это большой комплекс взацмоувязанных организационно-технических мероприятий по экспертизе нормативной документации на вновь разрабатываемые и серийно выпускаемые приборы, экспериментальной оценке показателей их качества, надежности, технического уровня установлению соответствия этих показателей реальным потребностям народного хозяйства, тенденциям развития отечественного и зарубежного приборостроения. Современная система государственных испытаний охватывает все этапы разработки, освоения и выпуска средств измерений. Так, целесообразность разработки новых приборов, обоснованность их планируемых технических и метрологических характеристик, отсутствие дублирования и параллелизма в разработках контролируется на стадии экспертизы технических заданий (ТЗ). Экспертизу ТЗ на вновь разрабатываемые средства измерений проводят головные и базовые организации ведомственных метрологических служб; на образцовые средства и повербчные установки- метрологические институты Госстандарта в соответствии с их специализацией. Положительные результаты экспертизы ТЗ, оформляемые соответствующим актом, являются нормативной основой для всех последующих этапов разработки СИ. Соответствие реальных характеристик вновь создаваемых приборов требованиям ТЗ и распространяющихся на них стандартов проверяется на стадии государственных приемочных испытаний которым подвергаются опытные образцы СИ новых типов, предназначенных для серийного производства или импорта в СССР. Государственные приемочные испытания проводят: метрологические организации Госстандарта; головные и базовые организации ведомственных метрологических служб; государственные приемочные комиссии, назначаемые Госстандартом или по согласованию с ним другими министерствами, ведомствами. Кроме общей оценки технического уровня вновь разработанных СИ, соответствия их требованиям ТЗ в процессе государственных приемочных испытаний определяются: возможность практического обеспечения нормированных значений метрологических характеристик испытываемых приборов при их серийном производстве и в эксплуатации; наличие методов и средств их метрологического обслуживания (если таковых не имеется, то на государственные приемочные испытания одновременно с опытными образцами средств измерений представляются и вновь разработанные средства их поверки); оптимальная номенклатура характеристик, подлежащих контролю при первичной (при выпуске из производства) и периодических (в эксплуатации) поверках; рекомендуемые межповерочные интервалы. Все это обеспечивает своевременную подготовку метрологической службы страны к полному и качественному обслуживанию СИ новых типов, способствует развитию эталонной базы страны. Научно-методическое руководство государственными приемочными испытаниями, их координацию и планирование осуществляет Госстандарт через свои метрологические институты и головную организацию по государственным испытаниям - Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС). Прошедшие государственные испытания и утвержденные типы СИ вносятся в Государственный реестр, что является основанием для серийного освоения приборов данного типа. . Для проверки соответствия выпускаемых из производства или ввозимых из-за границы средств измерений утвержденному и внесенному в Государственный реестр типу метрологические органьв Госстйндарта проводят государственные контрольные испытания Государственные контрольные испытания проводятся при выпуске установочной партии; при наличии сведений об ухудшении качества выпускаемых СИ; при внесении конструктивных и технологических изменений, влиякзщих на метрологические характеристики приборов, а также в порядке государственного надзора за производством измерительной техники. Государственные испытания СИ регламентируются ГОСТ 8.001-80 «Организация и порядок проведения государственных 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 [ 76 ] 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 |