Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 [ 72 ] 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

полуавтомата для сварки продольных швов. Чиповая компоновка состоит из сварочной,головки, источника питания сварочной дуги, сборочно-сварочного стенда и направляющей. Сборочно-сварочный стенд служит для сборки и закрепления свариваемых кромок деталей и узлов с помощью секционных клавишных прижимов, имеющихся на прижимных балках стенда. На установках этого типа обеспечивается качественная сварка деталей и узлов с толщиной материала от долей миллиметра до 10-15 мм. При этом ширина


Рис. 15-5. Унифицированные узлы и агрегаты сварочного оборудования для автоматической дуговой сварки:

1 - рельсовый путь; 2 - тележка; 5 - приводная роликовая опора; - станина (секция); 5 - холостая роликовая опора; 6 - поддерживающая бабка; 7 - вращатель


Рис. 15-6. Типовая компоновка сварочного полуавтомата:

/ - головка сварочная; 2 -пульт управления; 3 -каретка; 4 - шкаф с электроаппаратурой; 5 - источник питания сварочной дуги; 6 - стенд; 7 - направляющая



свариваемых узлов не ограничена, диаметр свариваемых обечаек может достигать нескольких метров, а длина сварного шва, получаемого на установках такого типа, не превышает 10 м. При изменении диаметров обечаек и длины швов в рабочих компоновках изменяется лишь стенд.

§ 40. Модульные системы машин, механизмов и приборов

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года» указано на необходимость: «...широко применять при создании новых машин, оборудования, аппаратуры и приборов модульный принцип с использованием унифицированных узлов и агрегатов».

Как показал опыт отечественной и зарубежной промышленности, модульный принцип создания машин и приборов наряду с агрегатированием является весьма перспективным и позволяет сократить сроки проектирования и изготовления и удешевить многие виды продукции машиностроения.

Модульный принцип конструирования успешно применяется в судостроении, где многие плавучие сооружения (суда разных типов, плавучие доки и т. п.) собираются из заранее разработанных унифицированных модулей. Под модулем в судостроении понимается конструктивно и технологически законченная унифицированная или стандартная сборочная единица, предназначенная для формирования корпуса судна (конструктивный модуль) или выполнения одной или нескольких функций обеспечения жизнедеятельности судна (функциональный модуль).

В судостроении накоплен определенный опыт в разработке методики применения модульного проектирования,, установлены основные методические принципы создания модулей (системный подход, комплексная стандартизация элементов модулей, разработка типоразмерных рядов, модулей, стандартизация установочных и присоединительных размеров).

Преимущества применения модульного принципа создания судов подтверждаются расчетами экономической эффективности, которая слагается из экономии:

на стадии проектирования - за счет сокращения трудоемкости, длительности и объема проектно-конструкторских работ;

на стадии подготовки производства - за счет применения типовых технологических процессов и сокращения многообразия оснастки и инструментов;

на стадии постройки судов -за счет применения групповой и поточной технологии изготовления и сборки" унифицированных модулей;

на стадии ремонта и модернизации судов - за счет возможности замены соответствующих унифицированных блоков другими, заранее изготовленными.

Расчеты ленинградских судостроителей показывают, что пере-



ход на изготовление судов из унифицированных модулей позволяет существенно снизить производственную себестоимость судов.

В отечественном приборостроении с начала 60-х годов широко применяется модульный принцип создания приборов в рамках Государственной системы промышленных приборов и средств автоматизации (ГСП). Модули в этой системе унифицированы по размерам несущих (корпусных) элементов, параметрам сигналов, интерфейсам и др.

В качестве примера может быть приведена система модульного проектирования электронной аппаратуры, регламентированная ГОСТ 26.201-80. В этой системе аппаратура компонуется из отдельных, функционально самостоятельных и конструктивно законченных модулей, пригодных для многократного использования в различных видах аппаратуры.

ГОСТ 26.201-80 содержит требования к несущим конструкциям, электрическим сигналам, электропитанию, к системе (логике) обмена информацией, т. е. к тем параметрам, которые обеспечивают совместимость модулей между собой. Практика показала, что в результате внедрения модульной системы электронные установки и приборы на 85-90 % могут компоноваться из унифицированных модулей, которые изготовляются заранее на специализированных предприятиях.

Понятие «модуль» в различных отраслях промышленности получило несколько различные определения. Так, в станкостроении под технологическим модулем (гибким, производственным) понимается переналаживаемый станок (пресс, установка), оснащенный устройствами программного управления, автоматической смены инструментов и обрабатываемых изделий в виде автооператора или робота, системами удаления отходов, контроля и подналадки технологических процессов, коррекции качества изделий. Унифицированные модули в станкостроении предназначены как для автономной работы, так и для встраивания в систему более высокого ранга- гибкую переналаживаемую линию, гибкий переналаживаемый участок и др.

Примером такого унифицированного модуля может служить изготавливаемый Горьковским заводом фрезерных станков технологический модуль (на базе многоцелевого станка ГФ1880), предназначенный для использования в гибких производственных системах (ГПС) модели АСК-П. Указанная ГПС полностью автоматизирует обработку корпусных деталей с габаритными размерами до 630X630X630 мм, массой до 300 кг в условиях мелкосерийного производства.

Гибкие производственные системы, компонуемые из унифицированных технологических модулей, изготовляются рядом отечественных станкостроительных заводов.

Это, например, ГПС, выпускаемая Ивановским станкостроительным производственным объединением под индексом АСК-20 («Талка-500») для обработки корпусных деталей массой до 500 кг при номенклатуре свыше 60 наименований деталей и запускаемой





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 [ 72 ] 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108