![]() | |
Главная Журналы в случае необходимости государственный надзор должен способствовать разработке предложений по пересмотру действующей про-ектно-технической, технологической и нормативно-технической документации (стандартов и технических условий). Государственный надзор осущ,ествляется органами Госстандарта, его республиканскими управлениями, центрами по стандартизации и метрологии, лабораториями государственного надзора. К проверкам привлекаются головные организации по государственным испытаниям продукции, представители ведомственных инспекций по качеству, отраслевых управлений министерств и ведомств СССР, базовых организаций по стандартизации, головных научно-исследовательских институтов, проектных организаций, ведущих (головньщ) предприятий, производящих аналогичную продукцию, потребителей и заказчиков продукции, торговых и экспортных организаций, органов народного контроля, научно-технических обществ и других общественных организаций, а также отдельные высококвалифицированные специалисты, научные сотрудники, конструкторы, технологи и новаторы производства. Органы государственного надзора Госстандарта наделены широкими полномочиями, и их обязанности, по существу, определяют их положение как руководящих органов по стандартизации и метрологическому обеспечению на обслуживаемых ими территориях. Так, на них, кроме контрольных функций по внедрению и соблюдению стандартов и технических условий, метрологических правил, проверки правильности применения установленных в СССР единиц физических величин, состояния средств измерений, условий их изготовления, хранения, ремонта и поверки и применения, возложен ряд функций управленческого, организационного и методического характера. В числе этих функций: контроль за работой ведомственных служб стандартизации и метрологии; методическое руководство и координация деятельности инспекций по качеству продукции в части контроля за стандартами и средствами измерений; обобщение результатов государственного надзора; проведение государственных испытаний; проведение экспертизы и регистрации стандартов и технических условий; участие в аттестации продукции; проведение аттестации головных организаций по государственным испытаниям важнейших видов продукции. . Должностным лицам Госстандарта и его территориальных органов- государственным инспекторам предоставлены права: запрещать передачу заказчику и применение конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей требованиям стандартов и метрологических правил; запрещать выпуск, реализацию, транспортирование, хранение и использование продукции, а также оказание услуг в сфере бы- тового обслуживания с нарушением стандартов и метрологических правил; давать предписания о применении экономических санкций к предприятиям, организациям и учреждениям в случае систематического нарушения стандартов при ее выпуске. Государственный надзор осуществляется по ежегодным планам, утверждаемым Госстандартом. Планы государственного надзора составляют исходя из общих задач, стоящих перед народным хозяйством в области повышения качества важнейших видов продукции, а также на основании сведений о систематическом нарушении требований стандартов и технических условий на определенные виды продукции, рекламаций потребителей и других фактов. Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов и качеством продукции, как правило, должен совмещаться с государственным надзором за состоянием измерительной техники. Как правило планы должны предусматривать комплексную проверку, т. е. проверку не только основного предприятия, но и предприятий, изготовляющих сырье, полуфабрикаты и комплектующие, изделия, а также проверку проектных, конструкторских и научно-исследовательских организаций, разрабатывающих конструкцию изделия и технологию его изготовления. Главным содержанием проверки является: в научно-исследовательских, конструкторских и технологических организациях-выполнение требований государственных и отраслевых стандартов, определяющих порядок разработки, испытаний и постановки продукции на производство, соответствие параметров и характеристик продукции требованиям стандартов; на предприятиях - соответствие выпускаемой продукции требованиям стандартов и технических условий, состояние внедрения стандартов, соблюдение технологической дисциплины на производстве, соответствие применяемых методов контроля, анализа и измерений, периодичности, продолжительности, условия проведения и объемов испытаний требованиям стандартов и технических условий; на транспортных предприятиях и в организациях (железнодорожного, авиационного, автомобильного, морского и речного транспорта)- соответствие условий транспортирования продукции требованиям стандартов и технических условий, соблюдение установленных правил установки и затаривания, маркировки и опломбирования, соблюдение правил погрузки и крепления; в организациях торговли и сбыта - соответствие качества продукции, а также помещений, режимов и сроков хранения и реализации Продукции требованиям стандартов и установленным правилам; на предприятиях и в организациях, осуществляющих эксплуатацию (потребление) продукции, - соответствие условий и правил эксплуатации требованиям стандартов и другой технической документации, соблюдение технологической дисциплины при ремонте. соответствие фактических сроков до капитального ремонта гарантийным срокам. При проведении проверок на всех перечисленных объектах обязательной является проверка метрологического обеспечения, обеспеченности измерительными приборами, технического состояния измерительной техники и правильности ее применения, соблюдения правил измерений при производстве испытаний, хранении, эксплуатации. Контроль за соблюдением стандартов должен включать: проверку соответствия конструкторской и технологической документации на изделия требованиям стандартов, проверку соответствия технологии производства утвержденной технической документации и требованиям стандартов, проверку соблюдения заводом-изготовителем установленных стандартами программ и методик контрольных, типовых и периодических испытаний продукции. § 14. Порядок проведения контроля за внедрением и соблюдением стандартов на предприятиях-изготовителях продукции Контроль за соблюдением и внедрением стандартов на предприятиях осуществляется в определенной последовательности. Главными этапами проверки являются следующие. 1. Предварительное ознакомление до проверки. Этот этап является весьма существенным, и глубина ознакомления в ряде случаев определяет цели и эффективность проверки. На этой стадии устанавливаются исходные данные о предприятии и качестве выпускаемой продукции, в том числе: основная специализация предприятия; удельный вес проверяемой продукции в общем выпуске; наличие образцов (эталонов) продукции; результаты ранее проведенных проверок; результаты испытаний, проведенных головными организациями по государственным испытаниям продукции; наличие рекламаций и отзывы потребителей продукции. 2. Ознакомление на предприятиях. Непосредственно на предприятии производится ознакомление со всем комплексом нормативно-технической, конструкторской и технологической документации, относящейся к проверяемой продукции. В частности, устанавливается перечень стандартов, подлежащих внедрению, проверяется наличие приказов, распоряжений или других указаний о внедрении этих стандартов. Проверяется, намечено ли изготовление продукции по этим стандартам производственным планом предприятия. Устанавливается выполнение мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями вновь вводимых стандартов: наличие проектно-технической и технологической документации на изготовление продукции по стандартам, ее состояние, обеспеченность предприятия необходимым 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 |