Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

4) годовой план государственной стандартизации, утверждаемый Государственным комитетом СССР по стандартам;

5) государственный пятилетний и годовой план разработки и применения в СССР стандартов СЭВ;

6) пятилетние и годовые планы стандартизации союзных республик;

7) пятилетние и годовые планы стандартизации министерств государственных комитетов и ведомств;

8) пятилетние и годовые планы стандартизации производственных и научно-производственных объединений, организаций и предприятий.

Содержание планов работ по стандартизации определяется в первую очередь основными направлениями развития народного хозяйства, комплексными программами стандартизации и метрологического обеспечения, заданиями вышестоящих планов (годовые планы - заданиями пятилетних планов, отраслевые и республиканские планы - заданиями планов государственной стандартизации и т. д.).

Пятилетние планы содержат задания по стандартизации и унификации групп продукции и те требования и показатели технического уровня и качества, которые должны быть заложены в стандарты и которым должна удовлетворять продукция, выпускаемая по этим стандартам.

В годовых планах групповые задания развертываются в задания по разработке новых и пересмотру действующих конкретных стандартов; в этих заданиях также предусматривается повышение основных показателей технического уровня и качества стандартизуемой продукции.

В годовые планы включаются также задания целевых комплексных народнохозяйственных и научно-технических программ и программ комплексной стандартизации. Начиная с 1985 г. в планы включаются задания по разработке государственных стандартов с перспективными требованиями.

Годовой план государственной стандартизации охватывает весь комплекс вопросов деятельности по стандартизации по всем ее аспектам, уровням и направлениям. Он включает задания по:

разработке систем общетехнических и организационно-методических стандартов межотраслевого значения;

стандартизации важнейших видов продукции промышленности и сельского хозяйства, включая разработку программ комплексной стандартизации и отраслевых стандартов и технических условий, связанных с этими программами;

развитию унификации;

развитию стандартизации в рамках СЭВ;

разработке международных стандартов;

внедрению стандартов;

государственному надзору за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий;



метрологическому обеспечению отраслей народного хозяйства;

повышению квалификации специалистов в области стандартизации, метрологии, качества продукции.

Общим принципом разработки всех планов по стандартизации является разработка планов на основании предложений, поступающих снизу. Например, планы государственной стандартизации составляются на основании предложений министерств и ведомств. Советов Министров союзных республик, которые, в свою очередь, обобщают предложения, поступившие от головных и базовых организаций по стандартизации, а также предложений профсоюзных органов, научно-технической общественности. Координация работ по стандартизации, проводимых на разных уровнях, осуществляется системой их согласования. Так, проекты планов по государственной стандартизации в целях увязки с планами экономического и социального развития и планами развития новой техники согласовываются Госстандартом с Госпланом СССР и ГКНТ, планы отраслевой и республиканской стандартизации согласовываются с Госстандартом.

Взаимосвязь и сопоставимость планов работ по стандартизации обеспечивается единством показателей планов, разрабатываемых на всех уровнях. Перспективные планы работ по стандартизации являются составными частями соответствующих общенародных хозяйственных планов и утверждаются в их составе.

Годовые планы работ по стандартизации утверждаются соответственно:

государственной стандартизации - Госстандартом и Госстроем СССР;

отраслевой стандартизации - министерствами и ведомствами;

республиканской стандартизации - Советами Министров союзных республик (или, по поручению, Госпланами или госстроями союзных республик);

стандартизации на уровне объединений, предприятий, НИИ, КБ - руководителями предприятий или организаций.

Одним из важнейших направлений совершенствования планирования стандартизации является широкое применение программно-целевого метода планирования, организация и проведение работ по стандартизации на базе программ комплексной стандартизации и межотраслевых систем стандартов. Применение программно-целевого метода планирования работ по стандартизации обеспечивает:

строгую направленность планов на решение крупных народнохозяйственных проблем и проблем научно-технического прогресса Б увязке с целевыми комплексными программами, утвержденными Госпланом СССР, ГКНТ и Академией наук СССР;

целевую направленность заданий плана на высшие научно-технические достижения;

системный подход к решению поставленных задач путем включения в план взаимоувязанных объектов стандартизации и сбалансированных требований как к конечной продукции, так и ко



всем другим объектам стандартизации, связанным с созданием, производством и потреблением продукции;

межотраслевую согласованность проведения работ по стандартизации- отраслей, производящих конечную продукцию, и отраслей, поставляющих сырье, материалы и комплектующие изделия, а также изготовителей оборудования.

Глава 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА СТАНДАРТАМИ И СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЙ В СССР

§ 13. Задачи и цели государственного надзора

Государственный надзор за стандартами и средствами измерений проводится на промышленных предприятиях, в производственных и научно-производственных объединениях, научно-исследовательских, проектно-конструкторских организациях, на предприятиях и организациях транспорта, торговли, сбыта, в кооперативных и общественных организациях.

Надзор охватывает все стадии создания и потребления продукции - разработку (проектирование), подготовку производства, изготовление, транспортирование, хранение, ремонт и эксплуатацию (потребление) продукции.

Надзор распространяется на все виды производимой продукции и призван контролировать деятельность предприятий и организаций по стандартизации, метрологии и внедрению комплексных систем управления качеством продукции.

В соответствии с Положением о государственном надзоре за стандартами и средствами измерений, утвержденным Советом Министров СССР, главными задачами государственного надзора являются обеспечение министерствами и ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями своевременного внедрения и строгого соблюдения стандартов и технических условий и метрологических правил, единства измерений в стране, а также анализ научно-технического уровня стандартов, технических условий и средств измерений и содействие при их разработке наиболее эффективному использованию достижений науки и техники с целью повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, повышения технического уровня и качества продукции.

Таким образом, государственный надзор должен не только обеспечивать выявление нарушений во внедрении и соблюдении стандартов, но и оказывать предприятиям и организациям конкрет/ ную помощь в разработке и осуществлении мероприятий по выпуску продукции надлежащего качества. Следует отметить, что





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108