Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

Рассмотрение проектов и утверждение стандарта Госстандартом (или Госстроем СССР) проводится коллегиально, с участием представителей производителей и основных потребителей продукции. При этом рассматривается научно-технический уровень стандарта, его технико-экономическое обоснование, необходимые мероприятия для внедрения и устанавливаются сроки внедрения.

Общая схема организации разработки и внедрения государственных стандартов приведена на рис. 6-1.

Особо важные проекты стандартов представляются Госстандартом на утверждение в Совет Министров СССР.

Утверждение отраслевых и республиканских стандартов производится соответственно министерствами и Советами Министров союзных республик (или, по их поручению, Госпланами и госстроями республик).

Государственные стандарты издаются и распространяются Издательством стандартов. Информация о вновь утвержденных, пересмотренных, измененных или отмененных стандартах дается в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты СССР».

§11. Внедрение, пересмотр стандартов и внесение в них изменений

После утверждения стандарта министерства и ведомства утверждают план мероприятий, обеспечивающих своевременное внедрение стандартов; на их основе предприятия и организации разрабатывают и осуществляют организационно-технические мероприятия по внедрению стандарта, содержащие конкретные задания по цехам, службам и отделам.

Стандарт считается внедренным на предприятии, если установленные им нормы, требования, правила отражены в действующей технической документации и полностью применяются в производстве и если выпускаемая продукция полностью соответствует требованиям стандарта.

Стандарты, как и другие нормативно-технические документы, не могут оставаться неизменными в течение длительного времени. Под влиянием темпов технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства освоенные производством изделия быстро устаревают, заменяются новыми, более совершенными, создаются новые, более качественные материалы и т. д. Естественно, что и установленные в стандартах показатели с течением времени устаревают; стандарты в этом случае нуждаются в уточнении, пересмотре.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции» установлен порядок, в соответствии с которым стандартам на продукцию устанавливается срок действия не более 5 лет. По истечении этого срока производятся проверка, пересмотр.



обновление действующих стандартов и технических условий с целью замены в них устаревших показателей и своевременного отражения требований народного хозяйства, населения, обороны страны и экспорта.

Если проверкой устанавливается, что показатели стандарта соответствуют современным требованиям, срок действия таких стандартов продляется на последующий период.

Для систематического наблюдения за уровнем стандартов, регулярной их проверки все государственные, отраслевые и республиканские стандарты закрепляются за определенными министерствами (ведомствами) СССР или союзных республик.

Проверка стандартов осуществляется по утвержденным и согласованным планам головными или базовыми организациями по стандартизации совместно с организациями, разработавшими стандарт, с привлечением предприятий-изготовителей и потребителей стандартизованной продукции и представителей органов Госстандарта.

В результате проверки определяется соответствие, требований стандартов современному техническому уровню и требованиям потребителей, проводится сравнение с аналогичными стандартами зарубежных стран, устанавливается перечень стандартов или отдельных требований в них, которые нуждаются в пересмотре, внесении изменений или отмене, даются предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимых для обоснованного повышения требований к качеству продукции, для установления более совершенных методов испытаний и средств измерений.

Основанием для пересмотра стандартов могут служить результаты проверки стандартов, предложения предприятий - поставщиков или потребителей данной продукции, а также предложения организаций, осуществляющих государственный надзор или ведомственный контроль за качеством выпускаемой продукции, предложения научно-технических обществ и других общественных организаций.

Утверждать вносимые в стандарты изменения могут те организации, которые утвердили данный стандарт. Согласование проектов изменений (или предложений об отмене) стандартов с заинтересованными организациями и утверждение должны производиться в порядке, установленном для вновь разрабатываемых стандартов. Если изменения, вносимые в стандарты, связаны с изменением или установлением новых цен на стандартизованную продукцию, срок введения изменений согласовывается с Комитетом цен при Госплане СССР или с комитетами цен при Госпланах союзных республик.

Каждому изменению стандарта присваивается порядковый регистрационный номер; срок действия изменений при их утверждении не устанавливается - они действуют до пересмотра или отмены стандарта, в который эти изменения внесены.

Изменения вносятся путем вклейки в стандарт вкладышей с



изменениями, публикуемыми в информационных указателях стандартов.

Такая система обеспечивает непрерывность слежения за уровнем стандартов и технических условий и соответствие их требований потребностям народного хозяйства.

§ 12. Планирование работ по стандартизации

Вопросы планового руководства развитием экономики всегда были в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства.

По мере движения экономики вперед непрерывно совершенствовалась система планов развития народного хозяйства. В 1979 г. партией и правительством была поставлена задача поднять уровень планирования и хозяйствования и привести их в соответствие с требованиями этапа развитого социализма. При этом было признано необходимым считать важнейшим направлением улучшения всей плановой работы выбор наиболее эффективных путей достижения высоких народнохозяйственных результатов, рациональное сочетание отраслевого и территориального управления, перспективных и текущих планов, обеспечение сбалансированности развития отраслей экономики.

Эти принципы лежат сегодня в основе всей плановой работы по стандартизации.

Впервые план работ по стандартизации вошел в состав плана развития народного хозяйства СССР в 1967 г., когда сессия Верховного Совета Союза ССР утвердила план развития народного хозяйства СССР на 1969-1970 годы, в который составной частью вошел план государственной стандартизации.

Планирование работ по стандартизации - важный экономический фактор, посредством которого осуществляется координация деятельности всех организаций страны, занимающихся вопросами стандартизации, производится взаимная увязка проводимых на всех уровнях управления работ и обеспечивается максимальная эффективность и комплексность работ по стандартизации.

В систему планирования работ по стандартизации в настоящее время, в соответствии с системой планирования народного хозяйства СССР, входят перспективные, пятилетние и годовые планы, а именно:

1) проблемный раздел «Развитие стандартизации и метрологии» в Комплексной программе научно-технического прогресса СССР на 20 лет (по пятилетиям);

2) подраздел «Развитие стандартизации и метрологии» в составе Основных направлений работ по стандартизации на 10-15 лет;

3) пятилетний план государственной стандартизации, входящий самостоятельным разделом в пятилетний план развития народного хозяйства СССР и утверждаемый Советом Министров СССР;





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108