Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 [ 100 ] 101 102 103 104 105 106 107 108

рализации управления, научной обоснованности разработок и методик, обязательности метрологических правил, государственного надзора и контроля за их выполнением, ответственности за их несоблюдение.

Сущность этой системы сводится к следующему. Единство измерений обеспечивается государственной метроло-гической службой, возглавляемой Госстандартом, и метрологическими службами министерств и ведомств. При этом порядок выполнения работ по обеспечению единства измерений устанавливается исключительно Госстандартом.

В государственную метрологическую службу входят: главный центр государственной метрологической службы, функции которого вьшолняет Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы Госстандарта (ВНИИМС);

Главные центры государственных эталонов (метрологические институты Госстандарта);

органы государственной метрологической службы в союзных республиках.

В состав органов государственной метрологической службы союзной республики, возглавляемой республиканским управлением Госстандарта, входят центры стандартизации и метрологии и лаборатории государственного надзора за стандартами и измери-

тельной техникой.

Для вьшолнения работ по обеспечению единства измерений в

системе министерств и ведомств создаются головные и базовые организации метрологической службы. Они утверждаются этими министерствами и ведомствами по согласованию с Госстандартом (для союзных министерств и ведомств) или республиканскими управлениями Госстандарта (для министерств и ведомств союзных

республик).

На предприятиях, в организациях и учреждениях, где это необходимо, создаются в установленном порядке соответствующие подразделения (службы), а в центральном аппарате министерств и ведомств для непосредственного руководства работами по обеспечению единства измерений - отделы (службы) главного метролога.

Основные задачи и функции государственной метрологической службы регламентированы Положением о Госстандарте, а также утверждаемыми Госстандартом положениями о его территориальных органах (республиканских управлениях, центрах стандартизации и метрологии, лабораториях государственного надзора за стандартами и измерительной техникой) и уставами метрологических институтов. Госстандарт также утверждает Типовые положения о ведомственных метрологических службах, устанавливающие их основные задачи и функции. На основе этих Типовых положений министерства и ведомства утверждают положения о головных и базовых организациях своей системы с учетом конкрет-. ной специфики их деятельности.



Раздел VII.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Глава 24

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РАМКАХ СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ)

Совет Экономической Взаимопомощи, созданный в январе 1949 г., является международной экономической организацией социалистических стран, действующей на основе общности социально-экономического и политического строя, единства целей экономического развития стран - членов СЭВ.

В настоящее время в качестве полноправных членов в деятельности СЭВ участвуют десять социалистических государств Европы, Азии и Америки. Это Болгария, Венгрия, Социалистическая Республика Вьетнам, Германская Демократическая Республика, Республика Куба, Монголия, Польша, Румыния, Советский Союз и Чехословакия.

По вопросам, представляющим взаимный интерес, в работе органов СЭВ активное участие принимает Югославия. С 1973 г. действует соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Финляндией; в 1985 г. аналогичные соглашения заключены с Ираком и Мексикой.

В соответствии с Уставом СЭВ цель Совета Экономической Взаимопомощи состоит в том, чтобы содействовать путем объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса в этих странах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, постепенному сближению и выравниванию уровней экономики.

Одним из направлений сотрудничества социалистических стран в рамках СЭВ является стандартизация, призванная служить важным инструментом в повышении эффективности общественного производства и качества продукции, выпускаемой в странах - членах СЭВ, и в укреплении конкурентоспособности этой продукции на мировом рынке.



в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года», утвержденных на XXVI съезде КПСС (в разделе «Развитие внешних экономических связей»), поставлена задача: «Активно участвовать в дальнейшем углублении социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ... Шире вводить единые стандарты и нормативы».

Стандартизация, проводимая в рамках СЭВ, представляет собой планомерный процесс установления и применения согласованных между странами - членами СЭВ и утвержденных соответствующими органами СЭВ правил, норм и требований, направленных на создание научно обоснованной нормативной базы для эффек-тивтюго осуществления мероприятий по сотрудничеству и развитию социалистической экономической интеграции. Она рассматривается как нормативно-техническая основа экономического и научно-технического сотрудничества, как необходимая составная часть механизма управления процессами социалистической экономической интеграции.

Стандартизация в рамках СЭВ призвана обеспечивать увязку технических норм и требований к продукции, являющейся предметом взаимной торговли, гарантировать высокое качество продукции с целью повышения ее конкурентоспособности, создавать необходимые предпосылки для углубления и расширения международного социалистического разделения труда и, прежде всего, специализации и кооперирования производства, обеспечивать постепенное выравнивание уровней технических норм и требований в стандартах стран СЭВ и создавать необходимые предпосылки для ускоренного внедрения в народное хозяйство стран СЭВ новейших достижений науки и техники. Стандартизация дает высокий экономический эффект. Так, специалистами СССР подсчитано, что каждый рубль, вложенный в работу по стандартизации, приносит в различных отраслях промышленности эффект от 6 до 12 руб. *.

Роль и значение стандартизации в организации сотрудничества стран - членов СЭВ были определены в принципиальном документе «Основные принципы международного социалистического разделения труда», принятом в 1962 г. на июльском Совещании представителей коммунистических и рабочих партий стран - членов СЭВ. В этом документе сказано: «Важнейшей предпосылкой дальнейшего углубления специализации и кооперирования производства является широкое осуществление нормализации, типизации и стандартизации как внутри стран, так и в международном масштабе...»

Важность проведения работ по стандартизации в рамках Совета была подтверждена в решениях Экономического совещания стран - членов СЭВ на высшем уровне в 1984 г.

Придавая большое значение использованию возможностей стандартизации, как одного из эффективных рычагов управления экономикой стран. Экономическое совещание поручило странам и ор-

• «Вопросы экономик!», 1975, № 11, е. 102.





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 [ 100 ] 101 102 103 104 105 106 107 108