Главная  Журналы 

0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

Стандарты и технические условия составляют значительную и важную часть нормативного хозяйства нашей экономики. В стране действует более 23 тыс. государственных, свыше 37 тыс. отраслевых и 7 тыс. республиканских стандартов, около 140 тыс. технических условий, более 600 тыс. стандартов предприятий. При э-ом важно подчеркнуть, что к началу одиннадцатой пятилетки весь фонд действующих государственных стандартов и большинство технических условий были обновлены. В результате средний «возраст» стандартов на продукцию составляет в настоящее время немногим более четырех лет.

Следует отметить, что если в десятой пятилетке парк государственных и республиканских стандартов, технических условий количественно стабилизировался, то число отраслевых стандартов увеличилось почти вдвое.

Достигнутый уровень развития и масштабы работ по стандартизации позволяют констатировать, что в настоящее время она превратилась из способа простого упорядочения работы в отдельных областях техники и труда в активное средство, располагающее большими возможностями для ускорения научно-технического прогресса, роста эффективности производства и резкого сокращения сроков проектирования, подготовки производства и внедрения новой техники, сокращения всех видов затрат труда, материалов и энергии, решения задач социального развития нашего общества.

Общепризнано, что стандартизация является организационно-технической основой экономического и научно-технического сотрудничества между странами, эффективным средством расширения этих связей, устранения технических барьеров в международной торговле.

Стандартизация имеет важное значение для совершенствования и углубления социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ и для осуществления научно-технического и торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами.

Вся работа по стандартизации в Советском Союзе организуется в соответствии с положениями Государственной системы стандартизации (ГСС). Эта система упорядочивает и регламентирует все работы по стандартизации на всех уровнях управления народным хозяйством. Комплекс государственных стандартов, устанавливающих ГСС (условно его часто называют «ГОСТ № 1») регламентирует взаимоувязанные правила и положения,. определяющие:

основные цели и задачи стандартизации;

организацию и методику проведения работ по стандартизации;

порядок планирования работ по стандартизации;

порядок разработки, внедрения, обращения государственных, отраслевых, республиканских стандартов и стандартов предприятий и другой нормативно-технической документации по стандартизации и внесения в них изменений;

объекты стандартизации, категории и виды стандартов;

единые правила построения, изложения и оформления стандартов;



порядок государственного надзора и ведомственного контроля за внедрением и соблюдением стандартов.

ГСС утверждена 30 августа 1968 г. со сроком введения с 1 января" 1970 г. Она была разработана Всесоюзным научно-исследо-вательским институтом по стандартизации (ВНИИС) и Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта при широком участии министерств и ведомств СССР, Советов Министров Союзных республик и явилась крупным событием в истории стандартизации в Советском Союзе. Эта система является по существу уникальной и не имеет аналога в мире.

В последующие годы ГСС развивалась и совершегютвовалась. По состоянию на 1 января 1985 г. в комплекс ее стандартов входит 21 стандарт. В 1985 г. в ГСС были внесены изменения, отражающие практику ее применения в течение более 15 лет.

За последние годы работа по стандартизации приобрела качественно новый характер. Новым методическим прирщипом организации и проведения работ стал программный метод комплексной стандартизации. Сущность этого метода заключается в том, что исходя из перспективных и годовых планов развития народного хозяйства разрабатываются, с участием заинтересованных министерств и ведомств, программы комплексной стандартизации (ПКС) важнейших видов продукции. В программы включаются согласованные по срокам задания на разработку, пересмотр государственных и отраслевых стандартов и технических условий, в которых должны быть установлены сбалансированные, взаимоувязанные требования к качеству конечной продукции, а также качеству необходимых для ее производства сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, оснастки, инструмента, требования к методам производства, испытания и контроля. Программы определяют также конечные результаты их реализации - технический уровень и показатели качества конечных изделий.

Создание ПКС - принципиально новое, не имеющее аналогов в мировой практике стандартизации направление деятельности. Применение этого метода позволяет активно воздействовать на технический уровень и качество изделий как внутри отрасли, так и на межотраслевом уровне.

Разработка и реализация первых ПКС начали осуществляться в десятой пятилетке. Так, в черной металлургии были разработаны программы на прокат листовой, сортовой и фасонной стали, в машиностроении - на экскаваторы, бытовые холодильники, оборудование для атомных электростанций, тепловозы и вагоны; в легкой промышленности - на ткани, обувь и т. д. Всего за этот период министерства разработали, а Госстандарт утвердил 142 ПКС, охватывающие важнейшие виды продукции и затрагивающие практически все отрасли промышленности.

В одиннадцатой пятилетке разработано и внедрено более 130 ПКС.

ПКС по. существу своему являются нормативной базой обще-



союзных программ научно-технического прогресса. Например, комплексная программа стандартизации в области топлива и энергетики является базой Энергетической программы СССР и определит систему стандартов, устанавливающих характеристики, нормы, правила и требования к энергетическому и электротехническому оборудованию тепловых, гидравлических и атомных электростанций, к электропередачам высокого и сверхвысокого напряжения, системам энерго- и теплоснабжения, стандартов, обеспечивающих высокое качество электрической и тепловой энергии, а также снижение потерь топлива и энергии.

В программах на новые прогрессивные виды кузнечно-прессо-вого, литейного и автоматического металлорежущего оборудования впервые включены задания на разработку стандартов на автоматические линии, автоматические участки, многостаночное оборудование с автоматической сменой инструмента и автоматическими манипуляторами.

Предусмотрена разработка программ на многие виды товаров народного потребления, направленных на расширение их ассортимента и улучшение качества.

Ярким примером системного использования стандартизации в решении важнейших народнохозяйственных задач являются задания, включенные в Продовольственную программу СССР до 1990 г.

В Продовольственной программе записано: «Государственному комитету СССР по стандартам, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить разработку и реализацию программ комплексной стандартизации, предусматривающих взаимоувязанное повышение требований к качеству сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, минеральных удобрений, средств защиты растений, машин и оборудования, тары и упаковочных материалов для сельскохозяйственного производства, а также расширенное применение современных методов оценки качества этой продукции».

ПКС, которые разрабатываются и реализуются в рамках Продовольственной программы, а их более 26, прямо направлены на то, чтобы методами и средствами стандартизации способствовать объединению усилий коллективов предприятий сельского хозяйства, обслуживающих его отраслей, транспорта, пищевой промышленности, торговли, подчинению всей их деятельности общей конечной цели - снабжению населения высококачественными продуктами питания.

Системно-комплексный подход характерен сегодня также для работ по созданию и внедрению крупных межотраслевых организационно-методических и общетехнических систем стандартов, имеющих принципиальное значение для ускорения научно-технического прогресса и решения широкого круга таких проблем, как управление предприятием, охрана окружающей среды, безопасность труда и другие.

Исключительно важное значение в деле сокращения сроков





0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108