Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

ных известно, что в электродвигателях с курковыми щеткодержателями «зависания» щеток не бывает.

Курковые щеткодержатели допускают реверс, но лучше работают, если коллектор вращается в направлении от оси курка к шетге.

Курковые щегкодерлсатели применяются в электродвигателях с наПряжеиием питания от С е и выше. В них устанавливаются медно-графнтные щеткн (марок МО и МГС7) с относительно большим переходным сопротивлением, гарантирующим безыскровую коммутацию. Они могут работать без замены в течение нескольких тысяч ЧУСОВ.

В электродвигателях низкого напряжения (1-2 в), где на первый план выдвигается требование минимального переходного сопротивления на коллекторе, приходится поступаться безыскровой коммутацией и применять щетки с низким переходным сопротивлением. Одна из самых удачных конструкций таких щеток показана отдельно от подшипникового щита на рис. 14.

Щетка состоит из спиральном пружины / с двумя разведенными концами. На одном конце приварен илн напрессован металлический наконечник 2, который скользит по коллектору. В качестве материала для наконечника применяются сплавы благородных металлов, в частности на основе серебра. Щеткн надеваются на штифгы подшипникового щита. Свободный конец пружины вставляется в специальный паз, а сама пружина закручивается вокруг штифта так, что наконечник прижимается к г коллектору с усилием . . j-примерно 5-10 Г.

Конструкция щеток примечательна тем, что щетки в ней работают попарно - по две на каждую полярность. Пара щеток одной полярности сдвинута между собой по окружности коллектора на небольшой угол так, что когда одна из щеток переходит с пластины на пластину, вторая в это время находится на пластине и имеет с нею устойчивый контакт. Надежность работы возрастает, мертвые точки исключаются, но качество коммутации от этого не становится лучшим, так как металлические щетки интенсивно искрят. Срок службы металлических щеток значительно ниже, чем медно-графитных, и они гораздо сильнее изнашивают коллектор.

В самых примитивных двигателях встречаются ще-пки с пластинчатыми пружинами, представляющими собой гибкую пластинку, па конце которой прикреплена щетка. Часто к кончику пластинчатой пружины ничего не крепится и функции щеткн выполняет сама пружинящая пластинка. Одним концом она крепится к клемме на статоре, а другим скользит по коллектору. Иногда конец пластинчатой пружины-щетки разрезается вдоль на две полосы. Одна полоса отгибается под небольшим углом, вследствие чего получается такой же эффект перекрытия коллекторных пластин, как и в системе, где щетки действуют попарно. В качестве материала для


к..................

Рис. 14. Комплект металлических щеток.



пластинчатых щеток используются сплавы на основе серебра с компонентами, придающими пластинам пружинящие свойства.

Работа щеток с пластинчатыми пружинами неустойчива, так как они подвержены вибрации. В целях уменьшения вибраций на поверхность пружин наклеиваются резиновые амортизаторы.

Коллектор, контактные кольца. Конструкция и качество исполнения коллектора, сохранение им правильной геометрической формы, чистота поверхности и другие показатели в значительной мере злияют на степень искрения, определяют срок службы и безотказность действия электродвигателя.

В микродвигателях применяются цилиндрические и торцевые коллекторы самых различных конструкций (рис. 15), начиная с кол-





Рис. 15. Коллекторы микромашин. / - цилиндрический с пластинами, имеющими ласточкин хвост; 2 - пустотелый цилиндрический со сквозными шлицами; 3 - упрощенной конструкции (собранный и разобранный); 4 -торцевой (часть пластин вскрыта).

лекторов с классической формой коллекторных пластин с ласточкиными хвостами, которые запрессовываются в пластмассу, и кончая самыми простыми с пластинами в виде листов, -изогнутых по диаметру коллектора, удерживаемых на валу двумя шайбами, прижимающими пластины к изоляционной втулке. Простые по конст-. рукции и занимающИе мало места торцевые коллекторы в магнитофонных двигателях применяются редко из-за большого момента трения. В сравнении с ними цилиндрические коллекторы, диаметр которых обычно ие превышает 6-8 мм, имеют меньшие потери на трение. Число пластин коллектора выбирается равным или кратным числу пазов. Большее число пластин свойственно более высококачественным двигателям.

Промежутки между коллекторными пластинами (шлицы) делаются шириной от 0,2 до 0,3 мм. От ширины и состояния шлицов зависит, как долго сможет работать коллектор без профилактики. Слишком узкие шлицы быстро забиваются щеточной пьшью, а широкие шлицы ухудшают условия коммутации и вызывают акустический шум. У некоторых коллекторов шлицы не продораживаются и остаются заполненными пластмассой; у других, наоборот, шлицы делают сквозными, так что продукты износа щеток могут удаляться, проваливаясь сквозь них во внутреннюю полость коллектора.



Материалом пластин служит специальная коллекторная медь с присадкой кадмия, а в низковольтных электрических машинах - сплавы на основе серебра и даже золота. В качестве основы для коллекторов применяются разнообразные термореактивные и термопластичные пластмассы.

В электродвигателях с регулятором имеется еще одна пара скользящих контактов - контакты регулятора. Они выполняются в виде изолированных колец и полуколец со щетками 1(рис. -16,й) или как торцевые скользящие контакты (рис. 16,6). Последние представляют собой стандартные конические контакты, вставленные


Ph.c. 16. Скользящие контакты, о - кольцо-щетка: б - торцевые.

В торцы вала Или корпус регулятора. Конические контакты скользят по неподвижным подпружиненным плоским контактам (рис. 16,6). Конические контакты изготовляют нз мягкого серебра, а ответные плоские - из более жестких материалов, таких, как сплавы палладия с серебром или платины с иридием. При правильном подборе трущейся пары износ скользящих контактов очень мал и они работают безотказно в течение нескольких тысяч часов. Кольца делаются из меди, часто со специальным покрытием, например в паре со щетками марки СГ-1 хорошо работают кольца с родиевым покрытием. По сравнению с кольцами торцевые скользящие контакты имеют преимущество: они работают надежнее, особенно на малых токах, и не создают бесполезной механической нагрузки.

Торцевые скользящие контакты могут работать со смазкой и не нуждаются в защите от попадания масла. Коллектор и щетки, напротив, чрезвычайно чувствительны к маслу: малейшее попадание смазки выводит их из строя из-за засаливания шлицов. Давление скользящих контактов составляет 8-12 Г. Давление щеток на коль, цах примерно такое же, как и на коллекторе (см. гл. 7).

Шкив. В электродвигателях магнитофонов применяются съемные, несъемные и встроенные шкивы. Съемные шкивы закрепляются





0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30