Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

ДййгатеЛйх Магнитофонов колеблется от S до 3 и Bbi6HpaetCH lifie-имушествеипо нечетным.

Для снижения пульсации магнитного потока из-за зубчатого строения пакета якоря листы при сюзейке собираются со скосом пазов по винтовой линии иа Оу5-<1,5 зубцового деления. В тех случаях, когда скошены края полюсов на статоре, пазы пакета якоря делаются без скоса, так как эффект стлаживания пульсаций обеспечивается скосом полюса.

Пакеты с прямыми пазами проще в изготовлении и удобнее для укладки обмотки. Их можно изготовлять методом порошковой


Рис. П. Листы пакета якоря.

металлургии. По этому методу сердечник с пазами и центральным отверстием для вала целиком спекается из магнитомягкого порошка. Магнитные свойства опекаемых сердечников несколько хуже, чем у пакетов из листовой электротехнической стали. Этот недостаток компенсируется за счет некоторого увеличения размеров серде-шика.

Обмотка. В элистрических машинах малой мощности, применяемых в магнитофонах, число полюсов, как правило, равно 2. Это определяет вид обмотки. ,Все малые электродвигатели первой и второй групп, за исключением электрических машии с тремя зубцами иа якоре, имеют простую петлевую обмотку. Обмотка якорей с тремя зубцами (см. рис. ,12) максимально упрощена и состоит из трех катушек, намотанных на зубцы. Катушки соединяются либо в звезду, либо в треугольник, а их «вершины» припаиваются к коллекторным пластинам. Секции петлевой обмотки соединяются последовательно. Выводные концы их попарно «конец» предыдущей с «началом» последующей припаиваются к пластинам коллектора. Число пластин коллектора выбирается равным числу секций, поэтому обмотка обязательно получается замкнутой.

Секции обмотки укладываются в пазы, которые предварительно изолируются. В качестве пазовой изоляции применяются электрокартон ЭВ толщиной ОЛ-fljl6 мм, лакоткань, полиэтилентерефта-латная пленка и другие изоляционные материалы. Боковые стороны 20



naKeta изолируются лйстоЁым текстолитом или электрокартОйсЗМ, вырубленными по форме листа якоря. В последнее время все шире внедряются прогрессивные методы изоляции электрических машин, такие, как изоляция методом напыления тонкого изоляционного слоя, опрессовка пакета якоря пластмассой и покрытие лаком под воздействием электростатического поля.

Для обмотки используется медный обмоточный провод коуглого сечения марок ПЭВ-.1, ПЭВ-2, ПЭТВ и ПЭЛ.

Намотка производится либо вручную, либо на специальных полуавтоматических и автоматических обмоточных станках. Вручную выполняются так называемые всыпные обмотки, секции которых, намотанные заранее на шаблоны, «всыпаются» затем в пазы. При машинной намотке провод укладывается машиной прямо в изолированные пазы. В пазах обмотка закрепляется клиньями или выступающей частью пазовой изоляции, края которой загибаются под усики зубцов. Обмотанные якоря подвергаются пропитке специальными пропиточными лаками и компаундами, а лобовая часть обмотки покрывается покровными лаками, придающими обмотке дополнительную влаго--гстойкость, механическую прочность и законченный вид.

В малых электрических машинах различают обмотки уравновешенные и неуравновешенные в механическом отношении (рис. Ь2). В уравновешенных обмотках секции укладываются «елочкой». Лобовые части обмотки получаются симметричными, сированным. В неуравновешенных


Рис. 12. Обмотки якорей.

/ - обмотка машины с тремя зубцами на якоре; 2 - уравновешенная; 3 - неуравновешенная.

а весь якорь - сбалан-обмотках секции наматываются последовательно одна за другой, нз-за чего лобовые части обмотки сдвигаются к одной стороне н их обжимают, но якорь все равно получает дополнительную несбаланснрованность, которую I впоследствии приходится устранять балансировкой.

Особое положение занимают обмотки двигателей с полым якорем. Якорь этих двигателей не содержит стального пакета с пазами. Секции обмоткн здесь скрепляются пластмассой. Обмотка выгибается и опреосовывается в форме стакана с отогнутыми краями. Она напоминает собой плетеную, облитую прозрачной пластмассой корзинку, .Боковые стенки стакана с обмоткой в собранной машине располагаются между магнитом и ярмом, образуя два воздушных зазора. Так как н без того большой двойной воздушный зазор увеличивается еще за счет толщины немагнитного стакана, секции обмотки равномерно распределяют по окружности, чтобы боковые стенки стакана были как можно тоньше. Дно ста-




кана имеет утолщение, в котором прочно запрессовывается вал. Для опрессовки обмоткн применяются пластмассы на основе эпоксидных смол или материала АКР-7 (ом. рис. 7 и 18).

В самых миниатюрных образцах обмотка-корзинка, чтобы не увеличивать толщину стенок, даже не заключается в пластмассу, а держится на клее, скрепляющем переплетающиеся проводники секций. Число секций в упрощенных образцах электродвигателей равно 3. В более совершенных электродвигателях оно достигает 6 н более.

Щетки и щеткодержатели. Безыскровая коммутация, бесшумная и безотказная работа щеток в двигателях для магнитофонов

имеют первостепенное значение и неразрывно связаны с конструкцией щеткодержателей.

Широко распространенные в микромашинах щеткодержатели коробчатого и трубчатого типов не удовлетворяют повышенным требованиям и в магнитофонных электродвигателях встречаются только ь устаревших конструкциях. Им свойственны такие серьезные недостатки, как трение щеток о стенки коробки,которое неопределенно и по мере работы двигателя увеличивается в результате засорения щеточной пылью. Чтобы компенсировать нестабильность трения в коробке, давление щеток приходится брать заведомо большим нормы, а это увеличивает момент трения и влечет за собой повышенный износ щеток и коллектора. Статистика свидетельствует, что в электродвигателях с такими щеткодержателями часто встречаются случаи аномального «скрення и полной остановки из-за «зависания» щеток. В современных магнитофонных электродвига- . телях применяются щеткодержатели куркового типа с цилиндрическими спиральными пружинами, действующими иа растяжение (рис. 13).

Курковый Н1еткодержатель состоит из курка / с широко разнесенными точками опоры, оси 2, на которой свободно вращается курок, и пружины 3. Шетка 4 наглухо соединена с курком посредством пайки или склейки эпоксидной смолой. Токоотвод осуществляется через канатик 5 и частично по пружине. Пружина работает на растяжение. Трение меж.цу пружиной и щитом исключено. Треиие курка на оси мало н на работу щетки практически не влияет. Таким образом, давление щетки зависит только от усилия пружины и остается стабильным, так как центр вращении курка и реакции опор в щеткодержателе выбираются с таким расчетом, что по мере износа щетки и сокращения длины пружины, когда сила ее натяжения ослабевает, плечо приложения силы увеличивается, а давление щеткн остается постоянным. Из статистических дан-

Рис. 13. Подшипниковый щит с курковыми щетками.





0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30