![]() | |
Главная Журналы в отлячие от магнитной защиты, где для локализации магнитных полей достаточно поместить машину в замкнутый экран, для электрической защиты нельзя обойтись одним экраном, так как всякий проводник, выходящий за пределы экрана, играет роль «антенны», излучающей помехи. Надежная защита от электрических помех и радиопомех предусматривает электростатическую экранировку всех элементов, связанных с электродвигателем: монтажных проводников, транзисторов регулятора скорости вращения, выключателя и т. д. В целях защиты от помех транзисторные схемы, относящиеся к двигателю, выполняются отдельным блоком и целиком заключаются в экран, источники питания помещаются в металлический бокс, все соединительные проводники двигателя делаются экранированным проводом. Экраны и оплетка проводов тщательно заземляются. Место присоединения заземляющих шин подбирается экспериментальным путем по минимуму помех. Надежность соединения шин с экранами играет большую роль, так как от переходного сопротивления пайки в значительной степени зависит эффект экранировки, а ненадежный контакт в заземлении сам может послужить причиной появления помех. Очень важно, чтобы интенсивные электрические помехи и радиопомехи подавлялись вблизи места их возникновения и не могли распространяться по проводам за пределы электростатических экранов. Это достигается включением в цепь машины электрических защитных фильтров. Фильтры делятся на низкочастотные и высокочастотные (для подавления радиопомех). Простейший низкочастотный защитный фильтр, который ветре чается в магнитофонах, состоит из резистора с небольшим сопротивлением (3-5 ом) и конденсатора емкостью от 5Ю до 2 000 мкф. Резистор включается последовательно с электродвигателем в цепь питания, а конденсатор-параллельно за резистором, ближе к входным зажимам. Эффективность защитного действия такого фильтра может быть повышена, если вместо резистора, имеющего активное сопротивление, включить низкочастотный дроссель. iB том случае, когда электродвигатель и усилители питаются от одного общего источника энергии, защитное действие такого простейшего фильтра может оказаться недостаточным, особенно на самых низких частотах. Тогда прибегают к помощи многозвенных или транзисторных фильтров. На рис. 45,а представлен транзисторный защитный фильтр с разделительным транзистором, служащим для подавления низкочастотных пульсаций напряжения. Он состоит из транзистора Ти конденсатора Ci и резистора Ri. Чем ниже ожидаемая частота помех, тем больше должна быть емкость конденсатора Ci. Обычно она выбирается в пределах от 50 до 100 мкф: емкость конденсатора Сг берется равной 5-10 мкф, а сопротивление Ri - в соответствии с типом транзистора (например, для транзистора типа П201 Ri выбирается около I ком). Низкочастотные фильтры не гарантируют защиты от радиопомех и должны дополняться высокочастотными фильтрами, которые составляются из высокочастотных дросселей и Специальных проходных конденсаторов. На рис. 45,6 дана схема комбинированного высокочастотного защитного фильтра, широко применяемого в магнитофонах с автономным питанием. Конденсаторы Сг и Сз - проходные. Емкость "проходных конденсаторов Cz и Сз около 220 пф\ емкость d от 10 до 20 мкф и Ci 2 000 пф. Дроссели индуктивностью несколько микрогенри обычно наматываются яз проволоки диаметром 0,2-0,3 мм в один слой на каркасе резистора типа ВС. В носледнее время в качестве высокочастотных дросселей стали применяться ферритовые бусинки с одним или несколькими отверстиями. Собственно бусинка служит сердечником высокочастотного дросселя, а обмотку образует монтажный провод, один-три витка которого пропускаются сквозь отверстия бусинки. Ферритовые бусинки помещаются как можно ближе к месту выхода проводников из корпуса электродвигателя. Проходные конденсаторы большей частью укрепляются прямо на корпусе электродвигателя. :В целях подавления помех как можно ближе к месту их возяикяовения в якорях некоторых двигателей между коллекторными пластинами впаиваются варисторы. Вари-сторы представляют собой полупроводниковые элементы, сопротивление которых при вплесках приложенного к ним напряжения резко падает, ограничивая тем самым перенапряжения между пластинами и снижая искрение на коллекторе. Выбор средств защиты от помех определяется многими факторами, которые трудно с достаточгной степенью точности Влияние помех зависит от чувствительности ![]() Рис. 45. Защитные фильтры, с - низкочастотный; б - высокочастотный. учесть заранее, усилителей, полосы пропускаемых частот и других факторов. Например, в магнитофонах, предназначенных для высококачественного воспроизведения звука, защититься от помех намного труднее, нежели в магнитофонах, рассчитанных на узкую полосу пропускаемых частот или предназначенных исключительно для записи. Вследствие этого средства защиты подбирают экспериментальным путем на стадии макетирования. В макетных образцах магнитофонов определяют, какие помехи преобладают - магнитные, электрические или радиопомехи, каким путем они проникают в звукозаписывающий тракт, какие из элементов магнитофона наиболее подвержены действию помех и т. д. Затем, руководствуясь результатами эксперимента, выбирают наиболее простой, ио достаточно эффективный способ защиты. При этом обязательно учитывают то, что по мере наработки, помехи коллекторных машин могут возрасти. ГЛАВА ШЕСТАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ Электродвигатели малой мощности (микродвигатели) требуют бережного и аккуратного обращения. Перегрузки по току, включение на повышенное напряжение, подсоединение регулятора без соответствующей защиты контактов и т. п. приводят к нарушению регулировки и порче двигателей. Эксплуатация микродвигателей имеет свою специфику, которая находит отражение в измерениях, регулировке и профилактике. ИЗМЕРЕНИЯ Измерение скорости вращения. Для определения скорости вращения электрод.вигателей малой мощности пользуются приборами, подключение которых не отражается иа режиме работы электродвигателя, или прибегают к косвенным способам измерений, основанным на применении различных датчиков, выдающих сигналы с частотой, пропорциональной скорости вращения, которая затем измеряется с большой точностью и пересчитывается в скорость, выраженную в оборотах в минуту. Наибольшее распространение благодаря своей простоте и удобству получил стробоскопический способ измерения скорости. Главное его преимущество в высокой точности и в том, что при этом способе измерения не требуется никакой механической или электрической связи измерительного устройства с электродвигателем. Точность измерений по этому способу определяется стабильностью работы генератора импульсов измерительного прибора. Способ основан на использовании стробоскопического эффекта, который заключается в том, что при освещении вращающихся деталей мигающим светом, если частота вспыШек светильника равна или кратна частоте вращения (т. е. пропорциональна скорости), детали кажутся наблюдателю неподвижными. Измерив частоту вспышек, соответствующую неподвижному изображению, нетрудно подсчитать скорость вращения: п=Щ, (28) где п - скорость вращения, об1мин; f - частота вспышек, гц. Для измерения скорости вращения стробоскопическим способом применяются строботахометры. Строботахометр (рис. 46) состоит из генератора импульсов 1 и газосветной лампы - строботрона 2. Частота импульсов от генератора может изменяться поворотом ручки настройки 3, которая связана со стрелкой, показывающей на шкале 4, проградуированной в оборотах в минуту, скорость вращения," соответствующую установленной частоте вспышек строботрона. При измерениях свет от строботрона направляют на вращающуюся деталь « регулируют частоту вопышек до тех пор, пока изображение дета.пи не остановится и она ие станет казаться наблюдателю неподвижной. Несмотря иа простоту определения скорости стробоскопическим способом, на технике эксперимента стоит остановиться более подробно, ибо даже опытные экспериментаторы часто допускают ошибки из-за несоблюдения элементарных правил измерений. Причина 70 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |