Главная Журналы На рис. 41 в разобранном виде представлен бесконтактный электродвигатель бытового магнитофона. Справа видны ротор / с цилиндрическим магнитом и ферритовым управляющим сегментом 2 на дне стакаиа и корпус двигателя 3. Слева от них находится пакет неподвижного якоря с обмоткой 4. Пакет жестко свя заи с правым подшипниковым щитом. Чуть выше находится левый Рис. 40. Бесконтактный электродвигатель с наружным магнитом. подшипниковый щит 5 с датчиком положения. От него отходят монтажные провода, которые соединяют ебмотки датчика положения с коммутатором и остальной электронной частью схемы, расположенной на плате с печатным монтажом 6. Силовые транзисторы нахо- Рис. 41. Бесконтактный электродвигатель с наружным магнитом в разобранном виде. дятся на обратной стороне радиатора 7 (на рисунке не видны). Радиатор одновременно служит несущей конструкцией для крепления электродвигателя. Еще один радиатор (в ви.ие медного листа) расположен иа монтажной плате. Он служит не столько для теилоотво-да, сколько длн выравнивания температуры элементов стабилизато* pa скорости, в ссредине платы укреплен подстроечный рсчистор СО шлицем под отвертку. В углу платы установлен ферритовый сердечник, внутри которого находятся катушки генератора. Слева даны остальные элементы конструкции, служащие для связи электродвигателя с платой магнитофона. Электродвигатель подвешиваегся иа двух эластичных пластмассовых амортизаторах 8. На рис. 42 показана принципиальная схема электронной части двигателя. В нее входят коммутатор и высокочастотный генератор, объединенный со стабилизатором скорости. Коммутатор со- Рис. 42. Принципиальная схема бесконтактного двигателя. стоит из трех транзисторов Ti, Tz и Тз, в силовую цепь которых включены обмотки двигателя wi, Wz и Шз. В цепь базы транзисторов через диоды Д1, Дг и Дз включены вторичные катушкн датчика положения ротора Li, La и Lj. Назначение и действие этих элементов схемы было описано выше. Остальные элементы схемы входят в состав генератора и стабилизатора скорости. К ним относятся катушки генератора L5 я и первичная катушка датчика положения ротора /.4, которая находится внутри двигателя, диоды Дб, Дб, Дч и стабилитрон Де. все конденсаторы и резисторы. Резистор /?12 является подстроечным и служит для установки но-Мииальной скорости вращения двигателя. Терморезисгор пред- L, 57 Назначен дли ФермостабилизациЛ элементов стабилизатора скорости - транзистора Тб и стабилитрона Да, тепловое состояние которых существенно влияет на дрейф скорости. В качестве сигнала, характеризующего скорость вращения, в схеме используется э. д. с. пассивных секций обмотки двигателя, амплитуда э. д. с. которых, как известно, пропорциональна скорости вращения независимо от того, являются ли они секциями специального тахогенератора или служат одновременно секциями двигателя. Конденсатор Ci через диоды Да, Де и Д-j заряжается до амплитудного значения э. д. с, т. е. пропорционально скорости вращения. Напряжение на конденсаторе Ci сравнивается с опорным напряжением на стабилитроне и управляет переменным током высокой частоты в катушке L, срывая генерацию, когда напряжение становится больше определенной величины. Причем в сравнении участвует не все напряжение, а лишь часть, снятая с делителя Ri-Rii- Доля снимаемого напряжения регулируется подстроечным резистором так, что генерация высокочастотного генфатора срывается в тот момент, когда скорость вращения начинает превышать номинальную. Стабилизация скорости происходит следующим образом. При подключении к источнику питания двигатель, обладающий достаточным запасом мощности, разгоняется. Как только его скорость достигнет номинальной и чуть-чуть начнет ее превышать, напряжение на конденсаторе Ci становится достаточным, чтобы сорвать генерацию и обесточить катушку Li. Когда ток в первичной катушке Li исчезнет, во вторичных катушках датчика положения при прохождении управляющего сегмента не будет наводиться э. д. с. Силовые транзисторы перестанут отпираться, а обесточенный двигатель будет тормозиться, пока его скорость ие сравняется с номинальной, прн которой опять заработает высокочастотный генератор, и весь процесс повторится вновь. Для предотвращения произвольного приотпирания транзисторов последовательно со вторичными катушками включен резистор Rt, на котором создается смещение, надежно запирающее не работающие в данный момент транзисторы и в то же время не препятствующее по команде датчика положения полному их отпиранию. Последнее очень важно, ибо излишнее падение напряжения на силовых транзисторах ухудшает к. п. д. двигателя. Силовые транзисторы в коммутаторе обычно выбираются с большим запасом по мощности и напряжению во избежание повреждения их пусковым током и напряжением, которое прикладывается к транзисторам в момент запирания секций. В настоящее время разнообразие конструкций бесконтактных электродвигателей и схем коммутаторов постоянно увеличивается. Особенно сильные изменения претерпевают конструкции датчиков положения и Схемы их включения. Б качестве датчиков положения в настоящее время наибольшее распространение получили датчики, использующие для своей работы энергию магнитного поля. К ним относятся индукционные датчики, магниторезисторы, датчики Холла. Один из последних бесконтактных электродвигателей, успешно применяемый в магнитофонах, имеет датчик положения, собранный на магниторезисторах. Магниторезисторы в этом двигателе представляют собой тонкие керамические пластинки, на поверхности которых нанесен полупроводниковый слой толщиной около 20 мкм. Основное сопротивление слоя 170 ом. Если такой магниторезистор 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |