Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

в тех случаях, когда требуется более высокая точность стаби-йзации скорости, а также когда двигатель должен управляться далами KaifJro-нибудь эталонного генератора, электродвигатели нащаются специальными датчиками скорости. В качестве датчиков скорости применяются устройства, выдающие сигналы, пропорциональные скорости вращения: тахогенераторы постоянного или переменного тока, различные

-СНУ-

?..5п.я1

1, П9

по 200

>с:

индукционные датчики, магнитосопротивл е н и я, датчики Холла и др.

В бытовых магнитофонах большей частью встречаются тахогенераторы переменного тока, встроенные в корпус электродвигателя или вынесенные в лентопротяжный механизм в виде маховика, связанного с валом, ведущим звуконоситель.

В электродвигателе тахогенератор переменного тока состоит из магнита, вращающегося вместе с валом, и неподвижной обмотки на статоре, в которой индуцируется э. д. с. с частотой, пропорциональной скорости вращения.

Rf f? Иц -0 иввW в 0-

Рис. 22. Схема включения электродвига-теля ДКС9-2600 (с металлическими щетками).


Рис. 23. Схема включения электродвигателя с тахогенератором переменного тока.

Тахогеиератор-маховик состоит нз магнитной головки и массивного диска, па поверхности которого размещен многополюсный магнит. Диск вращается вместе с ведущим валом магнитофона и индуцирует в головке э. д. с. с частотой, пропорциональной скорости Движения звуконосителя. На рис. 23 дана схема включения электродвигателя с тахогенератором. переменного тока. Магнит тахогенера-тора индуцирует в обмотке iLi э. д. с, частота которой пропорцио-йальна скорости вращения. С обмотки Li э. д. с. подается на фильтр верхних частот, состоящий из Ci, н настроенный так, что при

3« 35




Рис. 24. Механический центробежный регулятор.

номинальной скорости вращения рабочая точка находится на наиболее крутой части его частотной характеристики. На базе транзистора Ti возникает напряжение, прямо пропорциональное скорости вращения. Это напряжение управляет транзистором Ti, а он в свою очередь воздействует на транзистор Тг, заставляя его изменять сопротивление между эмиттером и коллектором. Транзистор находится в цепи якоря и стабилизирует скорость двигателя за счет изменения суммарного сопротивления 2/?.

Транзисторные схемы для стабилизации скорости вращения электродвигателей, оснащенных датчиками, разнообразны и относительно сложны. Постоянство скорости, которое они обеспечивают в магнитофонах, с учетом изменения температуры окружающей среды, лежит в .пределах ±il%. В Настоящее время применяются более перспективные схемы управления бесконтактными электродвигателями, где задача стабилизации скорости решается в комплексе с коммутацией обмоток меньшим числом транзисторов.

В подавляющем большинстве портативных магнитофонов, диктофонов и проигрывателей, выпускаемых отечественной промышленностью, применяются электродвигатели с центробежным контактным регулятором скорости вращения. Способ стабилизации скорости с помощью центробежного регулятора - один из старейших и применялся задолго до появления транзисторов. С развитием полупроводниковой техники он не только не утратил своего значения, а напротив, еще более укрепил свои позиции благодаря использованию транзисторов для защиты контактов. Вследствие своей простоты и достаточно высокой надежности в бытовых магнитофонах он успешно конкурирует с другими способами стабилизации скорости.

Центробежный регулятор в зависимости от предъявляемых требований позволяет получить постоянство скорости вращения в пределах ±l(il-S)% при больших перепадах нагрузок, напряжений и температур окружающей среды. Возможности регулятора этим не исчерпываются: известны центробежные регуляторы, поддерживающие асорость вращения с точностью ±0,2%.

Главным недостатком контактных центробежных регуляторов было и остается на сегодняшний день наличие разрывных контактов. В свете этого стоит упомянуть о стабилизации скорости с помощью механического центробежного регулятора.

Механический регулятор (рис. i24) по существу представляет собой тормоз, действующий на валу двигателя. Он имеет два подвижных груза с тормозными колодками / и возвратными пружинами 2, которые закреплены на валу и вращаются вместе с ним. Грузы с колодками, поворачиваясь под действием центробежных сил вокруг осей Oi, могут раздвигаться до соприкосновения с тормозным барабаном 3, расположенным на статоре:

При достижении определенной скорости центробежные силы преодолевают сопротивление возвратных пру.жин, тормозные колодки приходят в соприкосновение с неподвижным барабаном н проис-



дит торможение. Чем выше скорость, тем сильнее становится давление колодок к эффективнее торможение. Снижение скорости приводит к ослаблению давления и эффективности торможения, а скорость вращения благодаря этому удерживается вблизи номинальной. Точность стабилизации скорости вращения механическим центробежным регулятором не превышает ±(Зч-5)% номинальной.

Механические регуляторы применяются редко вследствие крайне низкого к. п. д. Электродвигатель с таким регулятором-тормозом постоянно работает на полную мощность, ибо даже на холостом оду колодки регулятора нагружают вал двигателя моментом, превосходящим номинальный момент нагрузки. Регулирование скорости вращения изменением нагрузки на валу связано с ростом рабочего тока Л что очень невыгодно и усугубляется тем, что двигатель должен иметь достаточно большое сопротивление цепи якоря, иначе влияние падения напряжения IHR будет невелико и получить стабилизацию скорости за счет тока при сколько-нибудь заметном перепаде нагрузок и напряжений не удается.

ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОНТАКТНЫЙ РЕГУЛЯТОР. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Центробежный контактный регулятор скорости вращения представляет собой устройство с разрывными электрическими контактами. Регулятор располагается на .валу электродвигателя. Его контакты включаются последовательно с якорем электродвигателя и служат для автоматического отключения и подключения обмотки к источнику питания. Центробежный регулятор (рис. 25) состоит из платы 1, подвижного груза 2 с плоским контактом 3, пластинчатой возвратной пружины 4 и регулировочного винта 5 с коническим контактом 6. Плоский контакт связан с грузом и под действием центробежных сил может перемещаться, размыкая цепь. Конический контакт связан с регулировочным винтом и по отношению к плате неподвижен.

Работа регулятора основана на взаимодействии центробежных сил и силы противодействия возвратной пружины. Центробежные силы во время разгона непрерывно растут, а сила противодействия возвратной

пружины остается неизменной. При достижении определенной скорости наступает взаимное равновесие: действие силы от возвратной пружины, прижимающей контакты Друг к другу, компенсируется центробежными силами. Давление между контактами стремится к нулю. Достаточно малейшего увеличения скорости, чтобы контакты разомкнулись, и, наоборот, если контакты были разомкнуты, малейшее снижение скорости приводит к их замыканию. Во время работы подвижный .контакт регулятора непрерывно вибрирует, "о размыкая, то замыкая цепь обмотки. При этов скорость враще-


Рис. 25. Центробежный контактный регулятор скорости вращения.





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30